Рабочая программа по родному (русскому )языку6кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
172891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48,
e-mail: ozerec_shkola@mail.ru

Рабочая программа
по родному(русскому) языку (6 класс)

Программу разработала: учитель
Егорова Татьяна Павловна

2022-2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому (родному) языку для 6 класса составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014
года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, с
изменениями от 28.11.2015;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 №2;
- Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на
получение образования на родном языке»;
- Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных
языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г.
№ 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
- Авторская программа Александровой О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие
программы. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /О. М.
Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М.:
Просвещение, 2020.;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №
3».

Для реализации содержания рабочей программы по русскому родному языку используется
учебник «Русский родной язык: 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /[О.
М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021», который соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего
образования.
Предмет «Родной язык (русский)» является обязательным для изучения, входит в часть
учебного плана, формируемого участниками ОО.
В соответствии с учебным планом курс «Родной язык (русский) 6 класс» рассчитан на 17
часов в год, 0,5 ч. в неделю.
В связи с особенностями календарного графика МБОУ «Лицей № 3» на 2022-2023
учебный год будет проведено 18 часов, 0,5 часа в неделю. Из них:
- контрольных работ – 2, практических работ – 2.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «Родной (русский) язык»
6 КЛАСС (18 часов)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное
своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.
Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не
свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.
Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной
лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы
фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических
событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. –
информация о традиционной русской грамотности и др.). Современные фразеологизмы.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные или
просторечные‚ устаревшие и профессиональные). Нормы произношения отдельных
грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме И.п. мн.ч.
существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в
глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных
глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить;
глаголы звонить, включить и др.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов. Контекстные антонимы.
Лексические омонимы и точность речи. Омофоны, омографы, омоформы.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий
географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора,
договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –
ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня
(басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п.
ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚
порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы
имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в
санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом
существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду –
одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник),
особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,
мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший
– не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен –
торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен
существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках. Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование
стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к
собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль;

этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы
похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы
сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный
ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного
ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного
сообщения (устного ответа).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной
(русский) язык» в 6 классе
Представленная программа обеспечивает формирование
предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков
в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
«Язык и культура»
Выпускник научится:
объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире, в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых
качеств современного культурного человека;

понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических
изменений значений и форм слов;
понимать национально-культурную специфику русской фразеологии;
различать фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические
сочетания.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
распознавать и характеризовать слова церковнославянского и древнерусского языков;
распознавать и правильно объяснять современные фразеологизмы;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической
образностью; правильно употреблять их.

«Культура речи»
Выпускник научится:
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных,
прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической
сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, числительные,
местоимения с учётом стилистических норм современного русского языка;
правильно склонять имена собственные (иностранные фамилии, географические названия
мужского и среднего рода (в рамках изученного);
различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы;
выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы приветствия;
соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого этикета;
Выпускник получит возможность научиться:
понимать стилистические особенности произношения и ударения;

соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого этикета;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы в процессе редактирования текста.
«Речь. Текст»:
Выпускник научится:
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты
описательного типа: определение понятия, собственно описание;
создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функциональносмысловых типов речи (ответ на уроке);
участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать
диалог;
создавать тексты разговорного и научного стилей (рассказ о событии, бывальщина,
словарная статья, научное сообщение);
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты ответов разных видов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление,
ответ-группировку.
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме.

Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся
в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

3. Календарно-тематическое планирование по русскому
(родному) языку в 6 классе

№

Тема урока

Кол-во
часов
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

1

2

Русский язык – национальный язык
русского народа. Диалекты как часть
народной культуры.
Лексические заимствования как результат
взаимодействия

1

1

3

национальных культур.
Особенности освоения иноязычной
лексики.

1

4

Современные неологизмы.
Отражение во фразеологии истории и
культуры народа.

1

5

Современные фразеологизмы.
Контрольная работа № 1 по теме «Язык и
1
культура»
Раздел 2. Культура речи (6 ч)

6

7

8

9

Основные орфоэпические нормы русского
языка. Стилистические особенности
произношения и ударения.
Нормы произношения отдельных
грамматических форм.
Основные лексические нормы русского
языка. Синонимы, антонимы, омонимы.
Смысловые и стилистические особенности
употребления
Типичные ошибки употребления
синонимов, антонимов, омонимов.
Практическое занятие «Орфоэпические и
лексические нормы русского языка»
Основные грамматические нормы русского
языка. Категория рода. Категория
склонения.

1

1

1

1

Дата проведения
План

Факт

10
11

12
13
14

15
16
17
18

Нормы употребления имён прилагательных, 1
числительных, местоимений.
Национальные особенности речевого
1
этикета. Практическая работа. Построение
диалогов по нормам речевого этикета
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Эффективные приемы чтения. Этапы
1
работы с текстом.
Тематическое единство текста. Типы текста. 1
Тексты описательного типа.
Функциональные разновидности языка.
1
Разговорная речь.
Рассказ о событии. Бывальщина.
Научный стиль. Словарная статья
Научное сообщение. Устный ответ. Виды
ответов.
Контрольная работа № 2 по теме «Речь.
Текст»
Итоговый урок

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».