Рабочая программа по родному(русскому)т языку7кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
172891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48,
e-mail: ozerec_shkola@mail.ru

Рабочая программа
по родному (русскому) языку
7класс
Программу разработала:
учитель русского языка и литературы
Егорова Татьяна Павловна

2022/2023 учебный год

1.Пояснительная записка

Цель изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка
в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие
задачи:










воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.

Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры.
Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность
и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение
им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурноисторическому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на
нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически
мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями
убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и
анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых
проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения
родным русским языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а
в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет
прав тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное
время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время
для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороны существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст

существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа; формирование представлений
школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как
базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует
преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных
функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного
взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических
предметных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

2.Планируемые результаты.
Предметные результаты
1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию;

8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.

Регулятивные












Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:












самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности
в различных сферах самостоятельной деятельности;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ.

Коммуникативные
Выпускник научится:


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;




















формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения
и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как
в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве.

Выпускник получит возможность научиться:




учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения

интересов;






брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть






монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные
Выпускник научится:


















основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с
большим объѐмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:





основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;




организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.

Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента у выпускника сформируется:
o

образ социально-политического устройства — представление о
государственной организации

России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных
праздников;
o

o

знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах
России;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ
проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
знание основ здорового образа

жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
o

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера морали.

В рамках ценностного и эмоционального компонента








гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента







готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав
и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:





выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.

3.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие
слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и
явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом
речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз
и т. п.).
Раздел 2. Культура речи (11 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функциональностилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы
(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.
Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в
разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая
цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые
(индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция
заголовков.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах
художественного стиля речи. Притча.
Резерв учебного времени – 2 ч.

4.Тематическое планирование уроков в 7-м классе
(0,5 ч. в неделю/17 часов в год)
В том числе
№

Кол-во
Тема

п /п

часов

Контрольные
работы

Тест
1.

Язык и культура

11

Творческая
работа
1

2.

Культура речи

11

3.

Речь. Текст

11

4

Резервные уроки

1

ИТОГО

34

1
1

5.Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Основное содержание

урока
1

Русский язык
как
развивающееся
явление

2

Язык и культура
Русский язык как
развивающееся явление.
Связь исторического
развития языка с историей
общества
Факторы, влияющие на
развитие языка:
социальнополитические
события и изменения в
обществе, развитие науки
и техники, влияние других
языков.

Материалы
учебного
пособия
§1

§1

Орфографический и

3

Устаревшие
слова – живые

пунктуационный
практикум
Устаревшие слова как
живые свидетели истории

§2

4

свидетели
истории.
Историзмы

Историзмы как слова,
§2
обозначающие предметы и
явления предшествующих
эпох, вышедшие из
употребления по причине
ухода из общественной
жизни обозначенных ими
предметов и явлений, в
том числе национальнобытовых реалий.
Орфографический и

5

устаревших
слов русского
языка и

пунктуационный
практикум
Архаизмы как слова,
имеющие в современном
русском языке синонимы.
Лексические и лексикосемантические архаизмы
Группы архаизмов по
степени устарелости.

их особенности

Орфографический и

Употребление
устаревшей
лексики в
новом
контексте

пунктуационный
практикум
Перераспределение
пластов лексики между
активным и пассивным
запасом слов
Актуализация устаревшей
лексики в новом речевом
контексте.

Архаизмы в
составе

6

7

8

§3

§3

§4

§4

Орфографический и
пунктуационный
практикум

9

Употребление
иноязычных слов
как проблема

10

культуры речи

Лексические
§5
заимствования последних
десятилетий. Причины
заимствований
Употребление иноязычных
слов как проблема
культуры речи.

1

Орфографический и

11

пунктуационный
практикум
Ключевые слова раздела.

Проверочная
работа № 1

1

Обобщение материала.
Представление проектов,
результатов
исследовательской работы
Культура речи
12

13

Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Ударение

Нормы ударения в
причастиях,
деепричастиях и
наречиях

Основные орфоэпические
нормы современного
русского литературного
языка.

§6

1

§7

1

§7

1

Орфографический и
пунктуационный
практикум
Нормы ударения в полных
причастиях‚ кратких
формах страдательных
причастий прошедшего
времени‚
деепричастиях‚ наречиях
Варианты норм ударения.

14

11

Орфографический и

15

Трудные случаи
употребления
паронимов

пунктуационный
практикум
Паронимы и точность
§8
речи. Смысловые
различия, характер
лексической сочетаемости,
способы управления,

1

функционально-стилевая
окраска и употребление

16

паронимов в речи
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением паронимов
в речи.

§8

1

Орфографический и
пунктуационный
практикум
17

Типичные
грамматические
ошибки

Типичные грамматические
ошибки в речи. Глаголы 1го лица единственного
числа настоящего и
будущего времени (в том
числе способы выражения
формы 1-го лица
настоящего и будущего
времени глаголов
очутиться, победить,
убедить, учредить,
утвердить)‚ формы
глаголов

§9

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».