Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 172891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48 Рабочая программа по алгебре 9 класс ФГОС ООО Программу разработала учитель Булатова Галина Ивановна 2023-2024 учебный год Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образованияпо математике на основе сборника «Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы [составитель Т.А. Бурмистрова] и авторской программы по алгебре 9 класс[авторы Ю.М. Колягин, М В Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин] Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на предмет «Алгебра» отводится 102 часа (3 ч в неделю). Программа предполагает использование учебника «Алгебра: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.М.Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, 9 кл. М.И. Шабунин. – М.: Просвещение, 2016» 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; метапредметные: регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; познавательные универсальные учебные действия: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетентности); умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; коммуникативные универсальные учебные действия: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; предметные: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений; овладение алгебраическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; применение свойств степени с целым показателем; применение алгоритма исследования функции по заданному графику; овладение понятиями арифметической и геометрической прогрессий; умение определять различные виды событий, рассчитывать вероятность события; умение выявлять закономерности в массовых случайных явлениях; овладение понятиями множества и его элементов, подмножеств; овладение понятиями высказывания, прямой и обратной теорем; применение алгоритма нахождения расстояния между двумя точками, уравнения окружности, уравнения прямой. Обучающиеся научатся: устным и письменным приемам вычислений; некоторым свойствам делимости чисел; использовать формулы сокращенного умножения; применять понятие функции, свойства функций; использовать уравнения и системы уравнений на практике; использовать математически степенные функции при описывании реальных зависимостей; приводить примеры такого описания; использовать тригонометрические функции и их значения для часто применяемых углов; различать какие последовательности являются арифметической и геометрической прогрессией, применять основные формулы для прогрессий; использовать определение арифметического корня и свойства степеней с рациональным показателем; Обучающиеся получат возможность научиться : выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями; выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений; решать линейные и квадратные уравнения и неравенства и их системы, строить их графики; решать уравнения и неравенства графическим способом; анализировать графики реальных процессов; решать рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным; решать текстовые задачи алгебраическим методом; решать системы линейных и нелинейных уравнений; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; выполнять основные действия со степенями с целыми показателями; применять свойства арифметических корней для вычислений значений и преобразований числовых выражений, содержащих арифметические корни; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; находить относительную частоту и вероятность случайного события; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; описывать свойства степенных функций, строить их графики; применять графические представления при решении уравнений, неравенств и систем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами; решать несложные примеры с применением тригонометрических тождеств и на определение знаков тригонометрических функций; доказывать простейшие тригонометрические тождества; распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать несложные задачи с применением формул общего члена и суммы нескольких первых членов прогрессий; решать несложные комбинаторные задачи; решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения; находить вероятности случайных событий в простейших случаях; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией 3. Содержание учебного предмета Повторение курса алгебры 8 класса. Решение квадратных уравнений и неравенств. Метод интервалов. Действия с квадратными корнями. Степень с рациональным показателем. Степень с целым показателем и её свойства. Арифметический корень натуральной степени. Свойства арифметического корня. Возведение числового неравенства в степень. Степень с рациональным показателем. Степенная функция. Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность к функции. Функция у . Неравенства и уравнения, содержащие степень. х Прогрессии. Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии. Случайные события. События. Вероятность события. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Сложение и умножение вероятностей. Относительная частота и закон больших чисел Случайные величины. Таблицы распределения значений случайной величины. Полигон частот. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Центральные тенденции. Меры разброса. Множество, логика Множества. Высказывания. Теоремы. Следование и равносильность. Уравнение прямой. Уравнение окружности. Множество точек на координатной плоскости. Повторение. Тематическое планирование 4. №п Количество часов Название темы Контрольные работы 1. Повторение курса алгебры 8 класса Степень с рациональным показателем. 4 14 1 1 2. Степенная функция. 15 1 3. 4. 5. 6. 7. Прогрессии. Случайные события. Случайные величины. Множество, логика . Повторение. 15 14 12 13 15 1 1 1 1 102 7 ИТОГО: Поурочное планирование учебного материала 5. № п/п Тема урока 2. Повторение курса алгебры 8 класса. Решение квадратных уравнений и неравенств. Повторение курса алгебры 8 класса. Метод интервалов. 3. 4. 5-7 Повторение курса алгебры 8 класса. Действия с квадратными корнями. Вводная контрольная работа Степень с целым показателем. 1. 8-9 10-11 Арифметический корень натуральной степени Свойства арифметического корня 12-13 Степень с рациональным показателем 14-15 16-17 18 19-21 22-24 25-26 Возведение в степень числового неравенства Обобщающий урок по теме «Степень с рациональным показателем» Контрольная работа№1 по теме «Степень с рациональным показателем» Область определения функции Возрастание и убывание функции Чётность и нечётность функции 27-28 29-32 Функция у=к/х Неравенства и уравнения, содержащие степень 33 Контрольная работа №2 по теме «Степенная функция» 34 Числовая последовательность. 35-36 37-39 40-42 43-45 46-47 Арифметическая прогрессия Сумма n первых членов арифметической прогрессии Геометрическая прогрессия Сумма n первых членов геометрической прогрессии Обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия» 48 49 50-51 52-54 55-56 57-59 60-61 Контрольная работа №3 по теме «Прогрессии» События Вероятность событий Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Сложение и умножение вероятностей Относительная частота и закон больших чисел. Обобщающий урок по теме «Случайные события» 62 Контрольная работа №4 по теме «Случайные события» 63-65 Таблицы распределения 66-67 68-70 Полигоны частоты Генеральная совокупность и выборка 71-72 Размах и центральные тенденции 73 74 75-76 77-78 79-80 81-82 83-84 85-86 87 Обобщающий урок по теме «Случайные величины» Контрольная работа №5 по теме «Случайные величины» Множества. Высказывания. Теоремы. Уравнение окружности Уравнение прямой. Множества точек на координатной плоскости. Обобщающий урок по теме «Множества, логика» Контрольная работа №6 по теме «Множества, логика» 88-89 Повторение. Выражения и их преобразования 90-91 Повторение. Уравнения и системы уравнений 92-93 Повторение. Неравенства и системы неравенств 94-95 Повторение. Текстовые задачи 96-97 Повторение. Функции и графики 98-99 Повторение. Арифметическая и геометрическая прогрессии 100 101-102 Повторение. Алгебраические дроби. Итоговое повторение