Рабочая программа по русскому языку 9кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
172891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48,
e-mail: ozerec_shkola@mail.ru

Рабочая программа
по русскому языку 9класс
Программу разработала: учитель
Егорова Татьяна Павловна

2023-2024 г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы
МБОУ ТР Кудрявцевской ООШ, примерной программы основного общего образования по
русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой,
Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2011 год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК Л.А. Тростенцовой и
Т.А. Ладыженской): Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций/Л.А.
Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. – М.: Просвещение,
2017.
Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю).
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала,
изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на
подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинениюрассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения учащимися программы по
русскому языку в 9 классе отражают достижения результатов:
Личностные результаты обучения












воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками,
взрослыми в процессе деятельности разных видов;
формирование целостного мировоззрения;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты обучения
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5. владение основами самоконтроля, самооценки;
6. смысловое чтение;
7. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности,
владение устной и письменной речью;
10. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
11. умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения
учебных и познавательных задач.

Предметные результаты обучения
Ученик научится:



основные функции языка;
основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их
виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста,
типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;






основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
основные нормы русского литературного языка;
нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.

Ученик получит возможность научиться:










определять основные лингвистические понятия;
характеризовать орфограммы, пунктограммы;
выполнять разные виды разбора;
различать типы текста;
различать стили речи;
применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в
общении;
писать изложение (в том числе и сжатое);
создавать сочинения разных типов;
владеть разными типами речи.

Содержание учебного предмета

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с
союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные
предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с
главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения
по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и
придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в
них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая
роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с
обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.
Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения
между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая
роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими
союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами
связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты
русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и
его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык
межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как
один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская
письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты,
исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию,
культуре речи
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного
высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о
стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и
историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Тематический план.

Название темы

1.Международное значение русского языка
2.Повторение изученного 5-8 классах
3. Сложное предложение
4.ССП
5.СПП
6.Основные группы СПП
7.БСП
8.СП с разными видами связи
9.Повторение и систематизация изученного

К\р Р/р
Коли
честв
о
часов
1
9
9
10
7
27
11
12
14

1
1
1
1
1
3
1
1
1

1
2
2
2
3
5
1
2
3

4.Поурочно-тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

К-во часов

Международное значение русского языка (2 ч. + 1 ч.)

3

1
2

Международное значение русского языка.
Р.р. Выборочное изложение по теме «В.И. Даль и его словарь».

1
1

3

Входная контрольная работа.
Повторение изученного в 5-8 классах (7 ч. + 2 ч.)

1
9

4
5
6
7
8
9
10

Устная и письменная речь.
1
Монолог, диалог. Стили речи
1
Простое предложение и его грамматическая основа.
1
Предложения с обособленными членами.
1
Р.р. Сочинение по теме «Особая тишина музея».
1
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
1
Р.р. Изложение с продолжением по теме «Роль книги в 1
современном мире».
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 1
классе».
Анализ ошибок диктанта.
1

11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26

Сложное предложение. Культура речи (7 ч. + 2 ч.)

9

Понятие о сложном предложении.
Сложные и бессоюзные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между
частями сложного предложения.
Р.р. Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой
уголок природы».
Интонация сложного предложения.
Повторение по теме «Сложное предложение».
Контрольная работа по теме «Сложное предложение.
Пунктуация».
Анализ ошибок контрольной работы.
Р.р. Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь
Вознесения на улице Неждановой».

1
1
1

Сложносочинённые предложения (8 ч. + 2 ч.)

10

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые
отношения в сложносочинённых предложениях.
Р.р.Устное сообщение на заданную тему.
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.
Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

27
28
29
30
31

32
33
34
35
36
37
38

39
4041
42
43
44
45
46
4748
4950
51
5253
54
55
56
5758
59

Разделительные
знаки
препинания
между
частями
сложносочинённого предложения.
Р.р. Сочинение по репродукции картины И. Шишкина «На севере
диком…».
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого
предложения.
Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и
пунктуация».
Контрольный диктант по теме «Пунктуация сложносочинённого
предложения».
Сложноподчинённые предложения (4 ч. + 3 ч.)

1

Анализ ошибок диктанта. Понятие о сложноподчинённом
предложении.
Р.р. Отзыв о картине И. Тихого «Аисты».
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.
Р.р. Сочинение по теме «В чём проявляется доброта?»
Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».
Анализ ошибок работы.
Р.р. Сжатое изложение по тексту «Можно ли одной..»

1

Основные группы сложноподчинённых предложений (22 ч. + 5
ч.)
Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
определительными.
Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
изъяснительными.
Р.р.Сжатое изложение по теме «Жан Батист Мольер».
Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными определительными и изъяснительными».
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными определительными и изъяснительными».
Анализ ошибок работы.
Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
обстоятельственными.

27

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели,
причины, времени и места.
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия,
уступки и следствия.
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа
действия, меры и степени и сравнительными.
Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными обстоятельственными».
Контрольный
диктант
по
теме
«Сложноподчинённые
предложения с придаточными обстоятельственными».
Анализ ошибок диктанта.
Р.р.Сочинение на основе картины по теме «Родина».
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания при них.
Р.р. Сообщение о псевдонимах известных людей. Доклад о

2

1
1
1
1
7

1
1
1
1
1
1

1
2
1
1
1
1
1

2
1
2
1
1
1
2
1

60
61
62
63
64
65

66
67
68
69
7071
72

73
74
75
76

значении толкового словаря
Р.р.Сжатое изложение по теме «Толковый словарь С.И. Ожегова». 1
Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого 1
предложения.
Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых 1
предложений».
Контрольная
работа
по
теме
«Основные
сложноподчинённых предложений».
Анализ ошибок работы.
Сочинение-рассуждение по теме «Подвиг».

группы 1
1
1

Бессоюзное сложное предложение (10 ч. + 1 ч.)

13

Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Р.р. Подробное изложение по теме «Что такое искусство?»
Бессоюзные сложные предложения со значением причины,
пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении.
Бессоюзное
сложное
предложение
со
значением
противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в
бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного
предложения.
Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки
препинания».
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания».
Анализ ошибок работы.

1
1
1
1
2

1

1
1
1
1

Сложные предложения с различными видами связи (10 ч. + 2 ч.) 10
7778
7980
81
82
83
84
8586
87
88

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и
бессоюзной связи в сложных предложениях.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами
связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения
с различными видами связи.
Р.р. Сжатое изложение по теме «Власть».
Публичная речь.
Р.р. Публичное выступление для родительского собрания по теме
«Взрослые и мы».
Повторение по теме «Сложные предложения с различными
видами связи».
Проверочный диктант по теме «Сложные предложения с
различными видами связи».
Анализ ошибок диктанта.

2
2
1
1
1
1
2
1
1

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (11 ч. 14
+ 3 ч.)

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100102

Повторение. Фонетика и графика.
Повторение. Лексикология и фразеология.
Повторение. Морфемика и словообразование.
Повторение. Морфология.
Повторение. Синтаксис.
Р.р. Сжатое выборочное изложение по теме «Выбор пути».
Р.р. Отзыв-рецензия на фильм.
Повторение. Орфография и пунктуация.
Р.р.Сочинение по темам задания ОГЭ №15.3.
Итоговая работа за курс 9 класса.
Итоговый урок за курс 9 класса
Подготовка к ОГЭ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».