Рабочая программа по литературе 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
172891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48,
e-mail: ozerec_shkola@mail.ru

Рабочая программа
по литературе 9класс
Программу разработала: учитель
Егорова Татьяна Павловна

2023-2024 г.

1. Пояснительная записка
Нормативные документы и методические материалы
Рабочая программа по литературе для 9 класса создана с учётом:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной.
5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТР Кудрявцевская
ООШ
-учебного плана МБОУ ТР Кудрявцевская ООШ на 2020-2021 уч. год.
-календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю.
Тематическое планирование по литературе в авторской программе и учебному плану школы
составляет 102 часа, 3 часа в неделю. По рабочей программе учителя – 102 часа.

Главная цель изучения предмета :
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Задачи:
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их
чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет, и др.);
.

2.Личностные , метапредметные , предметные результаты.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во все ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Ученик научится:
1)пониманию ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков,
литературы народов России и зарубежной литературы;
2)пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в
них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
4)определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно — выразительных
средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно — художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
5) написанию изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
6) умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
Ученик получит возможность научиться:
1)формулированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
2)собственной интерпретации(в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
3)пониманию авторской позиции;
4)восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтению и
адекватному восприятию;
5)пониманию образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическому
восприятию произведений литературы;
6)пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

3.Содержание тем учебного предмета
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси.
История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет.
Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли.
Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения.
Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».
Из литературы ХVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов
Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и
стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода
на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и
ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.
Николай Михайлович Карамзин
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания
и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.
Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана —

пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным
чарам.
Теория
литературы.
Баллада
(развитие
представлений).
Фольклоризм
литературы(развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Комедия «Горе от ума».История создания, публикации и первых постановок комедии.
Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной
интриги. Своеобразие
конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер,
предшественник «странного» человекв русской литературе. Своеобразие любовной интриги.
Образ фамусовской Москвы. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в
создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое
в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...», Два чувства дивно близки нам..»
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза
друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, филосовских и гражданских
мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в
пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая
история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале
критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А.
А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века;
писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия,
олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере
творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие
понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»
(В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и
реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,
«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),
«Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического
одиночества. Любовь как страсть , приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как

заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер
лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и
живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое
своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и
проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического
изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех
(развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно
нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в
романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы(развитие
представлений)
Антон Павлович Чехов
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX
века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема
одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих
прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы(развитие представлений)
Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система
образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести
«шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Михаил Александрович Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема

военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера
повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта
типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа
притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные
явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...»,
цикл «Родина».. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире».
Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…», «Гой
ты, Русь моя родная»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России.
Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) Новаторство Маяковского-поэта.
Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,
«Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о
поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый
куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе.
Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник»,
«АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике
Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Борис Леонидович Пастернак
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется
дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака.
Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности
в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды
рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»);
Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой.
«Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной
печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и
песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий
переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о
поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды
в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный,
аллегорический, моральный, мистический.
Уильям Шекспир
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи
Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи
Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой(4-й акт).
Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения.
Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви
Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой
литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика
особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на
небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен»,
«Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии.
Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние
творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной
идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической
рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день
идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст» : сочетание в ней реальности и
элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская
литература.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
4. Тематический план.
Содержание
Количество часов
Введение.
1

Из древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Из литературы XIX века.
Из литературы XX века.
Песни и романсы на стихи поэтов ХIX – ХХ веков.
Из зарубежной литературы.
Итоги года и задания для летнего чтения

ИТОГО

3
10 (1ч. р/р)
56(5р/р),3к/р
28(3ч. к/р)
2
4
1
105

5.Поурочное планирование.
№ урока

15
16
17
18
19
20
21
22

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
Из древнерусской литературы (3ч)
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской
литературы
Центральные образы «Слова о полку Игореве»
Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве»
Из русской литературы 18 в.
Классицизм в русском и мировом искусстве.
М.В.Ломоносов : жизнь и творчество (обзор) «Вечернее размышление о Божием величестве
при случае великого северного сияния»
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Г. Р. Державин жизнь и творчество (обзор) «Властителям и судиям»
Г. Р. Державин«Памятник»
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы
Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя Урок внеклассного чтения 1
Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века Урок развития речи 1
Из русской литературы 19 в.(56ч)
Русская поэзия первой половины XIX века Урок внеклассного чтения 2
В. А. Жуковский - поэт-романтик
В. А. Жуковский «Невыразимое». Урок внеклассного чтения 3
В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады
В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини
А. С. Грибоедов. «Горе от ума» . Жизнь и творчество писателя(обзор)
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва

23

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого

24

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: женские образы в комедии

25

А. С. Грибоедов. «Горе от ума» :язык комедии

26

А. С. Грибоедов. «Горе от ума» Урок развития речи 2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

27

Контрольная работа за I четверть Урок контроля

28

А. С. П у ш к и н: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

29

А. С. П ушк и н. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов: «К Чаадаеву»,»К морю», «Анчар».

30

А. С. П уш ки н. Тема поэта поэзии: «Пророк»

31

А. С. П уш ки н. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: « На холмах Грузии
лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»

32

А. С. П уш ки н. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения

33

А. С. П уш ки н. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

34

Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А. С. Пушкина Урок развития речи 3

35

А. С. Пушкин. «Цыганы» Урок внеклассного чтения 4

36

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

37

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

38

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

39

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

40

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

41

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

42

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

43

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики

44

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов Урок
развития речи 4

45

М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров,
мотивов лирики поэта

46

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

47

М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта:
«Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

48

М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта

49

М.Ю.Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта
Урок развития речи 5

50

Контрольная работа за 2 четверть. Урок контроля

51

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа

52

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки
образа Печорина

53

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна МЕРИ»). «Журнал
Печорина» как средство самораскрытия его характера

54

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист» ) философско-композиционное
значение новеллы

55

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина

56

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина

57

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков

58

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа: письменный ответ на
проблемный вопрос Урок развития речи 6

59

Данте Алигьери. «Божественная комедия» Урок внеклассного чтения 5

60

Н. В. Г о г о л ь. Жизнь творчество (обзор). «Мертвые души» . Обзор содержания, история
создания поэмы

61

Н. В. Г о г о л ь. «Мертвые души» образы помещиков

62

Н. В. Г о г о л ь. «Мертвые души» образ города

63

Н. В. Г о г о л ь. «Мертвые души» образ Чичикова

64

Н. В. Г о г о л ь. «Мертвые души» образ России, народа и автора в поэме

65

Н. В. Г о г о л ь. «Мертвые души»: специфика жанра

66

Н. В. Г о г о л ь. «Мертвые души». Контрольная работа: письменный ответ на проблемный
вопрос по творчеству Н. В. Г о г о л я Урок развития речи 7

67

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя

68

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки

69

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей

70

А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе

71

Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин.
«Темные аллеи»: проблематика и образы
Из русской литературы 20 в.(28ч)

72

И. А. Бунин. «Темные аллеи»: мастерство писателя в рассказе

73

Поэзия серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принёс издалека…», «О, весна, без конца и без
краю…»

74

А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихи из цикла «Родина»

75

С. А. Е с е н и н. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь
моя родная…», « Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…»

76

С. А. Е с е н и н. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека:
«Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову , не плачу…»

77

С. А. Е с е н и н. Стихи о любви

78

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?»

79

В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Прощанье»

80

Контрольная работа за 3 четверть Урок контроля

81

Контрольная работа за 3 четверть Урок контроля

82

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы

83

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести

84

М.И.Цветаева. Стихи о любви, о жизни и смерти: «Бабушке», «Идешь, на меня похожий…»,
«Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..»

85

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о

Москве»
86

А.А.Ахматова. Стихи из книг «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «АNNO DOMINI

»
87

А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы

«Реквием»
88

Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе»

89

Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «О красоте человеческих лиц»,

«Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «Завещание»
90

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы

91

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа

92

Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и о любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена»,

«Весна в лесу»

93

Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: «Во всем мне хочется дойти...», «Быть

знаменитым некрасиво…»
94

А. Т. Твардовский. Стихи о Родине, о природе : «Урожай», «Весенние строчки», «О

сущем» и др.
95

А. Т. Твардовский. Стихи поэта – воина: «Я убит под Ржевом», «Я знаю, никакой моей

вины…»
96

А. И. Солженицын. «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика

97

А. И. Солженицын. «Матренин двор»: образ Марёны, особенности жанра рассказа-притчи.
Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

98

Контрольная работа за 4 четверть Урок контроля

Песни и романсы на стихи русских поэтов (2ч)
99

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века Урок внеклассного чтения 6

100

Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века Урок внеклассного чтения 7
Из зарубежной литературы (4ч).

101

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя ;тема любви в трагедии.

102

И.-В. Гете. «Фауст»: сюжет и проблематика, идейный смысл трагедии.

Итого: 102часа
из них:
- уроков внеклассного чтения - 7
- уроков развития речи -8
- контрольных работ – 5

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Учебник

Программа

Коровина
В.Я.
Литература. 9 класс.
Учеб.
для
общеобразоват.
учреждений с прил. на
электрон. носителе. В
2ч./В.Я.
Коровина,
В.П. Журавлев, В.И.
Коровин,
И.С.Збарский–
М.:
Просвещение, 2012 г.

«Литература.
«Рабочие
программы.
Предметная линия
учебников под
редакцией В.Я.
Коровиной
5-9 классы»,
- М.: Просвещение,
2016 г.

Методическое
пособие
Беляева Н. В. Уроки
литературы в 9 классе.
Поурочные
разработки: пособие
для
учителей
общеобразоват.
организаций / Н.В.
Беляева.
–
М.:
Просвещение, 2019 г.

КОМ
Н.В. Беляева
«Литература
Проверочные
работы 5-9:
пособие для
учителей
общеобразоват.
учреждений»,
- М.: Просвещение,
2010 г.,

Лист корректировки рабочей программы
№ п\п № урока /тема
согласно рабочей
учебной программе

1.

2.

3.

4.

5.

Тема с учетом
корректировки

Сроки
корректировки

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».