рабочая программа ОДНКНР 5-6 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого района Тверской области
МБОУ ТР Кудрявцевская ООШ

АБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1781086)

учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов
России»

для 5,6 класса основного общего
образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Виноградова Валентина
Викторовна; учитель ОДНКНР

д. Озерец 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»(далее — ОДНКНР) для 5,6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей - важнейший
результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России - один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих
ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса, обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
Целью изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли
в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности
к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими
и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества
в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании
и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе
не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.

1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли
культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных
норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с
помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность
на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному

планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические /
моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности.
Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры
народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов
России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального
общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский
язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация
ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья- хранитель духовных
ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство
личности»
Тема 17. Личность- общество - культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация
ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в

культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности,
как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная
ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования
общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как
память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству.
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники
разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в
его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с
их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.

6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс
как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические
периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и
его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционны е
религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с
точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство
в правах. Свобода, как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств.
Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов Росси.

Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность, как
ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека
в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в
контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему
нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
самосознания.

духовно-нравственного

Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре
общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные
блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов
России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны Важность
морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.

Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).

Труд, как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества
гражданина
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги.
Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

1.1. Зачем изучать курс
«Основы
духовно-нравственной
культуры народов
России»?

Количество часов
Виды деятельности
всего контро практиче
льные ские
работы
1
0
0
формировать представление об
особенностях курса «Основы
работы
духовно-нравственной культуры
народов России»;
слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока;
вести самостоятельную работу с

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

учебником;
1.2. Наш дом — Россия

1

0

0

слушать и понимать объяснения учителя
по теме урока;
формировать представление о
необходимости и важности
межнационального и межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

1.3. Язык и история

1

0

0

формировать представления о языке как
носителе духовно-нравственных смыслов
культуры;
понимать особенности коммуникативной
роли языка;
слушать и анализировать выступления
одноклассников, отбирать и сравнивать
учебный материал по нескольким
источникам;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

1.4. Русский язык — язык
общения и язык
возможностей

1

0

0

формировать представление о
русском языке как языке
межнационального общения;
слушать объяснения учителя,
стараясь выделить главное;
объяснять наблюдаемые в практике
изучения языка явления;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

1.5. Истоки родной культуры

1

0

0

Устный
опро

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

1.6. Материальная культура

1

0

0

формировать представление о том,
что такое культура, об общих чертах
в культуре разных народов;
слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока;
выполнять задания на понимание и
формировать представление о
разграничение понятий по теме;
традиционных укладах жизни разных
народов; слушать и анализировать
выступления одноклассников;
работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

1.7. Духовная культура

1

0

0

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

1.8. Культура и религия

1

0

0

формировать представление о духовной
культуре разных народов;
понимать взаимосвязь между
проявлениями материальной и духовной
культуры; выполнять задания на
понимание и разграничение понятий по
теме;
учиться работать с текстом и зри тельным
рядом учебника;
формировать представление о понятии
«религия», понимать и уметь объяснять, в
чём заключается связь культуры и религии;
слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой по теме;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

1.9. Культура и образование

1

0

0

1.10 Многообразие
. культур России
(практическое
занятие)

1

0

1

2.1. Семья — хранитель
духовных ценностей

1

0

0

2.2. Родина начинается с
семьи

1

0

0

2.3. Традиции семейного
воспитания в России

1

0

0

понимать смысл понятия «образование»,
уметь объяснять важность и
необходимость образования для
общества;
слушать объяснения учителя, отбирать и
сравнивать учебные материалы по теме;
отбирать материал по нескольким
источникам, готовить доклады,
работать с научно-популярной
литературой;
слушать выступления одноклассников;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос;

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

понимать, что такое семья, формировать
представление о взаимосвязях между
типом культуры и особенностями
семейного уклада у разных народов;
понимать значение термина
«поколение»;
слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи;
понимать и объяснять, как и почему
история каждой семьи тесно связана с
историей страны, народа;
слушать объяснения учителя,
разграничивать понятия по теме,
понимать
и объяснять,
что такое
систематизировать
учебный
материал;
традиция, уметь рассказывать о
традициях своей семьи, семейных
традициях своего народа и других
народов России;
уметь объяснять и разграничивать
основные понятия по теме;
просматривать и анализировать учебные
фильмы, работать с раздаточным
материалом;

Устный
опро

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Практич.
работа

2.4. Образ семьи в
культуре народов
России

1

0

0

2.5. Труд в истории семьи

1

0

0

2.6. Семья в
современном мире
(практическое
занятие)

2

1

1

3.1. Личность — общество
— культура

1

0

0

3.2. Духовный мир
человека. Человек —
творец культуры

1

0

0

знать основные фольклорные сюжеты
о семье, семейных ценностях;
знать и понимать моральнонравственное значение семьи;
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы,
систематизировать
материал;
понимать, что такоеучебный
«семейный
труд»,
сознавать и характеризовать важного
общего семейного труда для
укрепления целостности семьи;
слушать объяснения учителя,
понимать, почему важно изучать и
самостоятельно работать с учебником;
хранить историю своей семьи,
передавать её следующим поколениям;
готовить доклад, сообщение; создавать
семейное древо; отбирать и сравнивать
материал из нескольких источников;
знать, что такое гуманизм, понимать,
что делает человека человеком и какие
проявления людей можно назвать
гуманными;
работать с научно-популярной
литературой, уметь разграничивать
понятия, осваивать смысловое чтение
понимать и объяснять значение
(решать текстовые задачи);
слова «человек» в контексте
духовно-нравственной культуры;
слушать объяснения учителя,
работать с учебником, уметь
понимать и разграничивать
основные понятия по теме;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос;пра
ктич.рабо
та

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

3.3. Личность и духовнонравственные ценности

1

0

0

4.1. Историческая память
как духовнонравственная ценность

1

0

0

4.2. Литература как язык
культуры

1

0

0

4.3. Взаимовлияние культур

1

0

0

понимать и объяснять, что такое мораль
и нравственность, любовь к близким;
показывать на примерах важность таких
ценностей как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь,
дружба
и др.;
объяснять
смысл термина «история»,
разграничивать
и определять
понимать важность
изучения основные
истории;
понятия,
решать
текстовые
задачи,
понимать и объяснять, что такое
работать
с учебником;
историческая
память, как история каждой
семьи связана с историей страны;
работать с учебником, выделять и
определять основные понятия, слушать и
анализировать выступления
понимать
особенности литературы, её
одноклассников;
отличия от других видов
художественного творчества;
объяснять средства выражения духовного
мира человека, его морали и
нравственности в произведениях
литературы;
слушать объяснения учителя, работать с
художественной
литературой,
изучать и
иметь представление
о значении
анализировать
источники;
терминов «взаимодействие
культур»,«культурный обмен»;
понимать и объяснять важность
сохранения культурного наследия;
слушать объяснения учителя, понимать
и разграничивать понятия, отбирать и
сравнивать материал по нескольким
источникам;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

4.4. Духовнонравственные
ценности российского
народа

1

0

0

4.5. Регионы России:
культурное
многообразие

1

0

0

4.6. Праздники в
культуре народов
России

1

0

0

4.7. Памятники в
культуре народов
России

1

0

0

уметь объяснять значение основных
понятий, отражающих духовнонравственные ценности;
осознавать их и защищать в качестве
базовых общегражданских ценностей
российского общества;
слушать объяснения учителя, работать с
понимать
федеративного
учебникомпринципы
(смысловое
чтение);
устройства России, объяснять понятие
«полиэтничность»;
понимать ценность многообразия
культурных укладов народов России;
уметь рассказывать о культурном
своеобразии своей малой родины;
слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с источниками;
понимать и объяснять, что такое
«народный праздник»;
уметь рассказывать о праздничных
традициях разных народов и своей
семьи; понимать и объяснять
нравственный смысл народного
праздника;
работать с учебником, просматривать
и
анализировать
учебные
устанавливать
связь
междуфильмы;
историей
памятника и историей края;
характеризовать памятники истории
и культуры;
понимать нравственный и научный
смысл краеведческой работы;
слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

4.8. Музыкальная
культура народов
России

1

0

0

4.9. Изобразительное
искусство народов
России

1

0

0

4.10 Фольклор и
. литература народов
России

1

0

0

понимать особенности музыки как
вида искусства;
знать и называть основные темы
музыкального творчества народов
России, понимать, как история
народа отражается в его музыке;
слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать
учебныеособенности
фильмы;
понимать и объяснять
изобразительного искусства как вида
художественного творчества;
понимать и обосновывать важность
искусства как формы трансляции
культурных ценностей;
знать и называть основные темы
искусства народов России;
слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы; что такое национальная
понимать,
литература;
объяснять и показывать на примерах,
как произведения фольклора отражают
историю народа, его духовнонравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из
нескольких источников, решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
одноклассников;

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

Устный
опрос

http://imc-nev.ru/orkiseodnknr/629-elektronnyeobrazovatelnye-resursyeor.html

4.11 Бытовые традиции
. народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие)

1

0

1

отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким источникам,
решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
одноклассников, работать с научнопопулярной литературой;

Устный
опрос;пра
ктич.рабо
та

http://imcnev.ru/orkiseodnknr/629elektronnyeobrazovatelnyeresursy-eor.html

4.12 Культурная карта
.
России
(практическое
занятие)

1

0

1

отбирать и сравнивать несколько
источников, решать текстовые задачи,
слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с научнопопулярной литературой;

Устный
опрос;пра
ктич.раб

4.13 Единство страны —
. залог будущего России

2

1

0

Устный
опрос

Общее количество по
программе

34

2

4

понимать и объяснять значение общих
элементов и черт в культуре разных
народов России для обоснования её
культурного, экономического
единства; слушать объяснения
учителя, систематизировать учебный
материал;

http://imcnev.ru/orkiseodnknr/629elektronnyeobrazovatelnyeresursy-eor.html
http://imcnev.ru/orkiseodnknr/629elektronnyeobrazovatelnyeresursy-eor.html

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс
№
п/п

1.

2.
3.

Тема урока

Количество часов
всего

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной культуры народов
России»?

Наш дом — Россия
Язык и история

контрольные
работы

практические
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

0

4.

Русский язык — язык общения и язык
возможностей

1

0

0

5.

Истоки родной культуры

1

0

0

6.

Материальная культура

1

0

0

7.

Духовная культура

1

0

0

8.

Культура и религия

1

0

0

9.

Культура и образование

1

0

0

10.

Многообразие культур России (практическое
занятие)

1

0

1

11.

Семья - хранитель духовных ценностей

1

0

0

12.

Родина начинается с семьи

1

0

0

13.

Традиции семейного воспитания в России

1

0

0

14.

Образ семьи в культуре народов России

1

0

0

15.

Труд в истории семьи

1

0

0

16.

Семья в современном мире (практическое
занятие)

1

0

1

17

Контрольная работа за первое полугодие

1

1

0

18.

Личность — общество — культура

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

19.

20.

21.

Духовный мир человека. Человек —творец
культуры
Личность и духовно-нравственные ценности
Историческая память как духовнонравственная ценность

22.

Литература как язык культуры

1

0

0

23.

Взаимовлияние культур

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

24.

25.

26.

Духовно-нравственные ценности российского
народа
Регионы России: культурное многообразие
Праздники в культуре народов России

27.

Памятники в культуре народов России

1

0

0

28.

Музыкальная культура народов России

1

0

0

29

Изобразительное искусство народов России

1

0

0

30

Фольклор и литература народов России

1

0

0

1

0

1

31

Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом (практическое занятие)

32

Культурная карта России (практическое
занятие)

1

0

1

33

Единство страны — залог будущего России

1

0

0

34

Контрольная работа

1

1

0

34

2

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

8ч

1

практичес
кие
работы

проекты

1

Тематический блок
1.
«Культура как
социальность»
2

Тематический блок 3.
«Человеккак член
общества»

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Коллекция ЦОР
https://www.uchportal.ru/load/
47-2-2
http://school-collection.edu.ru

10ч

1

Коллекция ЦОР
https://www.uchportal.ru/load/
47-2-2
http://school-collection.edu.ru

3

Тематический блок
4. «Родинаи
патриотизм»

10ч

1

Коллекция ЦОР
https://www.uchportal.ru/load/
47-2-2
http://school-collection.edu.ru

4

Тематический блок
4. «Родинаи
патриотизм»

8ч

1

Коллекция ЦОР

3

https://www.uchportal.ru/load/
47-2-2
http://school-collection.edu.ru

5

Резерв

2ч

Коллекция ЦОР
https://www.uchportal.ru/load/
47-2-2
http://school-collection.edu.ru

Итого

34ч

1

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛОНИРОВАНИЕ

6 класс
№п/п

Наименование разделов и тем программы

Тематический блок 1. «Культура как

социальность»

Колич ество
часов

8ч

1.1.

Мир культуры: его структура

1

1.2.

Культура России: многообразие регионов

1

1.3.

История быта как история культуры

1

1.4.

Прогресс: технический и социальный

1

1.5.

Образование в культуре народов России

1

1.6.

Права и обязанности человека

1

1.7.

Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие

1

1.8.

Современный мир: самое важное (практическое
занятие)

1

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в
культуре»

6ч

2.1.

Каким должен быть человек? Духовно-нравственныйоблик и
идеал человека

1

2.2.

Взросление человека в культуре народов России

1

2.3.

Религия как источник нравственности

1

2.4.

Наука как источник знания о человеке и человеческом

1

2.5.

Этика и нравственность как категории духовной культуры

1

2.6.

Самопознание (практическое занятие)

1

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

10ч

3.1.

Труд делает человека человеком

1

3.2.

Подвиг: как узнать героя?

1

3.3.

Люди в обществе: духовно-нравственное
взаимовлияние

1

3.4.

Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания

1

3.5.

Духовно-нравственные ориентиры социальных
отношений

1

3.6.

Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России

1

3.7.

Социальные профессии; их важность для сохранения

1

духовно-нравственного облика общества
3.8.

Выдающиеся благотворители в истории.
Благотворительность как нравственный долг

1

3.9.

Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества

1

3.10.

Моя профессия (практическое занятие)

1

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

8ч

4.1.

Гражданин

1

4.2.

Патриотизм

1

4.3.

Защита Родины: подвиг или долг?

1

4.4.

Государство. Россия — наша родина

1

4.5.

Гражданская идентичность (практическое занятие)

1

4.6.

Моя школа и мой класс (практическое занятие)

1

4.7.

Человек: какой он? (практическое занятие)

1

4.8.

Человек и культура (проект)

1

Резерв

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5,6 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5,6 класс.
Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина,
книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии),
dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное
богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-cr.
pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru
(библиотека православного христианина).
2. Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная
библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/
Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная
библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru - Православная медиа-библиотека,
biblion.narod.ru - Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru.";
www.predanie.ru - Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru – Православная
библиотека Религиозная литература. Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных
книг www.isographoteka.ru
Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru
- Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
- Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru
- Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной церкви.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».