Рабочая программа по географии 9класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
172891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48,
e-mail: ozerec_shkola@mail.ru

Рабочая программа
по географии 9класс
Программу разработала: учитель
Егорова Татьяна Павловна

2023-2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и
географические районы» для 9-ых классов, составлена в соответствии с современной
нормативной правовой базой в области образования:





Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Образовательной программой основного общего образования в соответствии с
ФГОС МБОУ ТР Кудрявцевская ООШ
Программой основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы
И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
(Рабочие
программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В.
Курчина – М.: Дрофа, 2014 г.) без внесения изменений.

Рабочая программа составлена для УМК А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, Г.Я.
Лисенкова, В.И. Сиротин «География России. Хозяйство и географические районы»
9класс М., «Дрофа» , 2018г.
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего
образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации в 9 классе отводится 68 часов, из расчета 2
академических часов в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕРА

Ученик научится:
• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных
предприятий по территории страны;
• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни.

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов
страны;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
страны;
• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других
стран;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве
Ученик получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,
связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их
частей;
• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
1.2.1. Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства,
её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения
и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание
собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы
слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития
(1-я линия развития);
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление
учащихся (2-я линия развития);
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия
развития);

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности
(4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом классе являются
следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и
географических районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
– определять причины и следствия геоэкологических проблем;
– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование географических умений:
– прогнозировать особенности развития географических систем;
– прогнозировать изменения в географии деятельности;

– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики
отдельных компонентов географических систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими, статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I Хозяйство России (20 ч)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч.)
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства —
первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.
Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства.
Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его
виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России.
Административно-территориальное деление как один из видов районировани
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч.)
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.
Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий.
Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства.
Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота.
География животноводства.
Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее
время. География легкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные
отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном
комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России.
Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее
территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.
Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы
угольных районов.
Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки
и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.
Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ —
современный вид топлива.
Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России.
Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности
влияния на окружающую среду. География электроэнергетики.
Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия,
их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения.
Современная география черной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны.
Машиностроение
—
«отрасль
свободного
размещения».
Ориентация
на
квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками
деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование.
Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.
Военно-промышленный комплекс (ВПК), его роль в экономике СССР и России.
Основные районы и центры производства. Судьба ВПК в рыночной экономике.
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической
промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая
промышленность и окружающая среда.
Понятие инфраструктуры.
Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по
технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.
Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного
комплекса.
Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества.
Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни
людей.
Сфера обслуживания.
Рекреационные районы.

Рекреационное хозяйство. Его

структура.

Виды

туризма.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического
разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение
специализации географических районов во времени.
Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».
Практические работы.
1. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные
районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).
2. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического
производства.
3. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или
лесного комплекса.
4. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

5.Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и
сопоставления нескольких тематических карт.
6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).
7.Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным
производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей,
оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.
8.Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных
районов страны. Сравнение их размещения с Главной полосой расселения и с
благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.
Раздел II Районы России (44 ч).
Тема 3. Европейская часть России (28 ч.)
Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природнохозяйственные зоны.
Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства
ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.
Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства.
Географическое положение, его изменение в различные периоды.
Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения,
район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры.
Народные промыслы.
Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании.
Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.
Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций.
Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр.
Московская агломерация.
Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные
функции городов.
Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства.
Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный
комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия.
Территориальная структура и города района.
Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные
особенности. Нижний Новгород и его окружение.
Северо-Западный район. Географическое положение района как «окна в Европу», его
значение в разные периоды российской истории.

Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и
экологические проблем. Древние русские города, особенности их развития и современные
проблемы.
Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города
на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений.
Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды
Петербурга. Наука и образование.
Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное
географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение
области как ресурс ее развития.
Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и
Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской
культуре и истории. Поморы.
Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина
русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.
Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные
монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.
Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и
как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных
условий.
Этническая и культурная неоднородность района.
Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли
специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их
решения.
Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономикогеографического положения и этапы развития.
Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и
разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими.
Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные
ископаемые.
Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное,
культурное разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского
хозяйства.
Агропромышленный
комплекс,
его
структура.
Другие отрасли
промышленности. Рекреационные зоны.
Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и
рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России. Крым .
Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их
экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.

Дербент — самый древний из городов России.
Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.
Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении.
Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры
широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение
его роли в хозяйстве России.
Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военнопромышленного комплекса.
Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана
природы.
Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных
районов России. Пути решения проблем.
Практические работы.
1. Нанесение на контурную карту основных объектов природы и памятников природы
Восточно-Европейской равнины.
2. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам
Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты,
национальные святыни России).
3. Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по
транспортно –географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли
в жизни страны.
4. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям,
развитию АПК и рекреационного хозяйства.
Тема 4. Азиатская часть России (16 ч.)
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки.
Высотная поясность.
Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный
морской путь, его значение.
Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».
Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития
хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР.
Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные
ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.
Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их
выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.
Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды.
Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.
Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной
комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.
Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их
изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные
явления.
Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и
хозяйственное использование.
Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.
Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи.
Перспективы района.
Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы
восточных районов. Сравнение западной и восточной частей России.
Обобщение знаний по разделу «Районы России».
Тема Россия в мире (4ч.)
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в
разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в
мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Название темы

п/п

Кол-во
часов

Кол-во
практических работ

Раздел I. Хозяйство России (20 ч)
1.

Тема 1. Общая характеристика
хозяйства.

3

-

2.

Тема 2. Главные отрасли и
межотраслевые комплексы.

17

8

Раздел II. Районы России (44 ч).
3.

Тема 3. Европейская часть
России.

28

4.

Тема 4. Азиатская часть России

16

5.

Россия в мире

4

-

Итого:

68

12

4

Приложение к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Дата

Корректировка

Тема урока

Практич

п/п
Раздел I. Хозяйство России (20 часов)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование
01.09

Понятие хозяйства. Его структура.

2

04.09

Этапы развития хозяйства

3

08.09

Географическое районирование

1

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы
4
11.09
Сельское хозяйство. Растениеводство.
5

15.09

Животноводство. Пр. раб. №1

6

18.09

АПК. Легкая и пищевая промышленность в
составе АПК

7

22.09

Лесной комплекс, его структура. Специфика
лесного комплекса России.

8

25.09

Топливно – энергетический комплекс.

9

29.09

Топливная промышленность Пр. раб. №2

10

02.10

Электроэнергетика. География
электроэнергетики

11

06.10

Металлургический комплекс. Его значение в
хозяйстве.

12

09.10

Практическая работа №3

13

13.10

Машиностроительный комплекс, его роль и
место в хозяйственной жизни страны.

№1 «Объяснение з
специализации сел
основе анализа и с
нескольких темати
(словесная)

№2 « Чтение карт,
особенности геогр
(основные районы
транспортировка, п
использование топ

№3 «Объяснение
факторов на разме
металлургического

№4 «Изучение осо
внутриотраслевых
машиностроения»

14

16.10

Практическая работа №4

15

20.10

Военно – промышленный комплекс (ВПК)

16

23.10

Химическая промышленность. Пр. раб. №5

№5 «Составление
межотраслевых св
промышленности»

17

27.10

Транспортный комплекс. Пр. раб. №5

№6 «Сравнение тр
обеспеченности от
России» (на основ

18

06.11

Информационная инфраструктура. Сфера
обслуживания. Рекреационное хозяйство.

19

10.11

Практическая работа №7

№7 «Выделение на
промышленных и
сельскохозяйствен
Сравнение их разм
полосой расселени
по природным усл
населения положен

20

13.11

Территориальное (географическое) разделение
труда. Пр. раб. №8

№8 « Объяснение
экологических про
промышленным пр
сельским хозяйств
Выделение группы
наибольшее воздей
окружающей среды

Раздел II. Районы России (44 часа)
Тема 1. Европейская часть России
17.11

Восточно – Европейская равнина

22

20.11

Волга

23

24.11

Центральная Россия: состав, географическое

21

24

01.12

положение.
Центральный район: особенности населения

25

02.12

Хозяйство Центрального района

26

08.12

Москва – столица России

27

11.12

Города Центрального района. Пр. раб. №9

28

15.12

Центрально – Чернозёмный район

29

18.12

Волго – Вятский район

30

22.12

31

25.12

Северо – Западный район. Географическое
положение и природа
Города на старых водных путях. Пр. раб.№10

32

09.01.2018

33

13.01

Санкт – Петербург – новый «хозяйственный»
узел России. Санкт – Петербург – «вторая
столица» России.
Калининградская область

34

16.01

Обобщение материала по теме.

35

20.01

36

23.01

Европейский Север. Географическое
положение и природа.
Этапы развития хозяйства. Роль европейского
Севера в развитии русской культуры.

37

27.01

Поволжье. Географическое положение и
природа.

38

30.01

Население и хозяйство Поволжья.

39

03.02

Практическая работа №11

40

06.02

Северный Кавказ. Природные условия.

41

10.02

Хозяйство Северного Кавказа.

№9 «Составление
маршрутов по дост
местам Центральн
природы, культурн
объекты, национал
России)

№10 «Составление
описания путешес
залива до Рыбинск

42
43

13.02
17.02

Практическая работа №12.
Народы Северного Кавказа.

44

20.02

Крым. Южные моря России

45

24.02

Урал. Географическое положение и природа

Этапы развития и современное хозяйство
Урала.
47
03.03
Население и города Урала. Проблемы района.
48
05.03
Обобщение знаний по теме «Европейская
часть России».
Тема 2. Азиатская часть России
49 06.03
Природа Сибири.
46

27.02

50

10.03

Природа и ресурсы гор южной Сибири.

51

13.03

Арктические моря.

52

17.03

Население Сибири.

53

20.03

Хозяйственное освоение Сибири.

54

24.03

Западная Сибирь. Природные условия и
ресурсы.

55

03.04

Хозяйство Западной Сибири.

56

07.04

Восточная Сибирь. Природные условия и
ресурсы.

57

10.04

Байкал – жемчужина России.

58
59

14.04
17.04

Хозяйство Восточной Сибири.
Дальний Восток. Формирование территории.

60

21.04

Природные условия и ресурсы Дальнего
Востока.

61

24.04

Моря Тихого океана. Особенности природы и
хозяйственное использование.

62

28.04

Население Дальневосточного района.

63

05.05

Хозяйство Дальневосточного района.

64

08.05

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть
России».

Тема 3. Россия в мире (4часа)
65
12.05
Россия в мире. Внешнеэкономические связи.

15.05

Россия и сопредельные страны.

67

19.05

Обобщение знаний по теме «Россия в мире»

68

22.05

Обобщение знаний по курсу

66

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на
реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного
подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.




















знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по
содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей
хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем
на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов
продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и
местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;














использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами
и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов
своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер
в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности
из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные
центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности;





описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных
территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки;








объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;



прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.






народов

в

национально-

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.

Программа для общеобразовательных школ. «География России. Хозяйство и
географические районы» А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев М., « Дрофа», 2013 г.

2.

Учебник «География России. Хозяйство и географические районы» под
редакцией А.И.Алексеева 9 класс М., «Дрофа», 2012г.

3.

Методическое пособие «География России» 8-9 класс Л.Ю. Евдокимов, В.И.
Сиротин, В.Г. Терещенко, М.,»Дрофа», 2013г.

4.

Рекомендации к планированию уроков. География Росси. Хозяйство и
географические районы

5.

Н.П. Петрушина, Э.В.Ким М., «Дрофа», 2010г.

6.

Атлас по географии 9 класс

7.

Контурная карта по географии 9 класс

8.

Рабочая тетрадь «География России. Хозяйство и географические районы»
Э.В.Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев М., «Дрофа», 2013г.

9.

Тесты по географии России к учебнику «География России» под редакцией
А.И.Алексеева в 2 частях 8-9 класс В.И. Евдокимов М., «Экзамен», 2009 г.
КИМ География 9 класс М., «Вако», 2013г.

10.

География России в схемах и таблицах 8-9 класс Е.М. Курашева М., «Экзамен»

11.
2011г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс: мультимедийное учебное пособие
для школьников. - М. I NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-9)
2.
География России. Хозяйство и регионы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. - М. :
1C Мультимедиа, 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная
коллекция).
3.
География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М.: 1C Мультимедиа,
2005.
4.
Большая Энциклопедия России. География России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1
электрон, опт. диск (CD-ROM)
1.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
www.geo.ru
http://www.ndce.ru/
http://www.ufomistery.com
http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
http://egornature.by.ru/
http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
http://www.vitiaz.ru/

Скачано с www.znanio.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».