рабочие программы по географии 5-7 классы. 5-7кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого района Тверской области
МБОУ ТР Кудрявцевская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 381156)
учебного предмета «География»
для обучающихся 5 – 7 классов

Составитель: Виноградова В.В.
учитель географии

Озерец 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП
ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной
программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам
курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программы
основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также
основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об
особенностях и о динамике основных природных, экологических и социальноэкономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий,
законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих
целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических
знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об
основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира,

своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников
географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания,
характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и
процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и
умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем
различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала,
осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия
серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные
предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 136 часов: по одному часу в неделю в
5 и 6 классах и два часа в 7 классе

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как
география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения
объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в
групповой работе, форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя
Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки.
Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление
географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних
арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового
света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф.

Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи
Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие
Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая
русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П.
Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли.
Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные
периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным
учителем вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки.
Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная,
полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей
земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф.
Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план
города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы
местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану мест­ности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической
поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и
картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические
координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на
глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с
помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их
классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах.
Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас.
Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие
плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической
навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их
географическим координатам.
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры
Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия
движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего
равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и
полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца
над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории
России.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры:
материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы.
Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные
породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение
литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения
силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии
сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под
действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа
земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа —
материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по
высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы
равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность
человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические
проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединноокеанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над
горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
6 КЛАСС
Раздел 1. Оболочки Земли

Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и
температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения.
Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и
температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод
Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом
океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и
водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и
бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия
гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение,
условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод.
Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на
гидросферу.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме
презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их
систематизация в форме таблицы.
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое
отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты
Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура.
Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой
ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы.
Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды.
Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической
широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к
климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и
способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления
в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за

глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании
влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной
влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.
Тема 3. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и
геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и
растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных
природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с
глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
Заключение
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природнотерриториальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные
комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле.
Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории.
Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.

7 КЛАСС
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства.
Целостность, зональность, ритмичность — и их географические следствия.
Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность.
Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа
1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных
зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение.
Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование
современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы
рельефообразования. Полезные ископаемые.

Практические работы
1. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью
выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
2. Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых
говорится в тексте.
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности
распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на
Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические
(экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры.
Разнообразие
климата
на
Земле. Климатообразующие
факторы:
географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции
атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер
подстилающей поверхности и рельефа территории. Характеристика
основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние
климатических условий на жизнь людей. Влияние современной
хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения
климата и различные точки зрения на их причины. Карты климатических
поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам года.
Климатограмма как графическая форма отражения климатических
особенностей территории.
Практические работы
1. Описание климата территории по климатической карте и
климатограмме.
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и
Северный Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как
самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и холодные океанические
течения. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных
океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового
океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана.
Географические закономерности изменения солёности — зависимость от
соотношения количества атмосферных осадков и испарения, опресняющего
влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане.
Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия.
Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения.
Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана.
Практические работы
1. Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод
Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных
и восточных побережий материков.

2. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких
источников географической информации.
Раздел 2. Человечество на Земле
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Изменение численности населения во времени. Методы определения
численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост
численности населения. Размещение и плотность населения.
Практические работы
1. Определение, сравнение темпов изменения численности населения
отдельных регионов мира по статистическим материалам.
2. Определение и сравнение различий в численности, плотности
населения отдельных стран по разным источникам.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая
классификация народов мира. Мировые и национальные религии. География
мировых религий. Хозяйственная деятельность людей, основные её виды:
сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на
природные комп­лексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения.
Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные
типы. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод.
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
Раздел 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История
открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения страны. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека. Антарктида — уникальный
материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных
исследований материка в XX—XXI вв. Современные исследования в
Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы
1. Сравнение географического положения двух (любых) южных
материков.
2. Объяснение годового хода температур и режима выпадения
атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе

3. Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и
Австралии по плану.
4. Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной
Америки по географическим картам.
5. Объяснение особенностей размещения населения Австралии или
одной из стран Африки или Южной Америки.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних
вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные
комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и
численности населения страны. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека.
Практические работы
1. Объяснение распространения зон современного вулканизма и
землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
2. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на
одной географической широте, на примере умеренного климатического
пляса.
3. Представление в виде таблицы информации о компонентах природы
одной из природных зон на основе анализа нескольких источников
информации.
4. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме
презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного
образа страны и т. д.).
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и
деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на
разных материках. Необходимость международного сотрудничества в
использовании природы и её охране. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы,
Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.).
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая,
энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и
международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели
устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и
культурные объекты.
Практическая работа
1. Характеристика изменений компонентов природы на территории
одной из стран мира в результате деятельности человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по
географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу
России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль»,
волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности
и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и

индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных
вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между
географическими объектами, процессами и явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического
исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов,
процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся
условиях окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, в различных источниках географической информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
 оценивать
надёжность
географической
информации
по
критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых
формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.


Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать
способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС




Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых
различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
выбирать источники географической информации (картографические, текстовые,
видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения
истории географических открытий и важнейших географических исследований
современности;
































интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и
географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких
источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы)
факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и
исследователей в развитие знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы)
факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и
исследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим
картам, географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт
для получения информации, необходимой для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
применять понятия «план местности», «географическая карта»,
«аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта»,
«горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практикоориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и
«меридиан»;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;
описывать внутреннее строение Земли;
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная
порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую
земную кору;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны,
крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная
плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных
и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для
решения познавательных задач;











распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и
биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека
на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых
невозможно без участия представителей географических специальностей,
изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия
полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой
в различной форме (табличной, графической, географического описания).

6 КЛАСС


















Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте
океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о
природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их
предупреждения;
сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации
на разных этапах географического изучения Земли;
различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и
отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды,
болота, ледники) по заданным признакам;
различать питание и режим рек;
сравнивать реки по заданным признакам;
различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и
применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и
климатом на территории речного бассейна;
приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
называть причины образования цунами, приливов и отливов;
описывать состав, строение атмосферы;
определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных
осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения
объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об
особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между
ними для решения учебных и практических задач;





























объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных
бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение
атмосферных осадков для отдельных территорий;
различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом
падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной
влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах
над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной
поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
различать виды атмосферных осадков;
различать понятия «бризы» и «муссоны»;
различать понятия «погода» и «климат»;
различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои
атмосферы»;
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки»,
«воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных
климатических изменениях из различных источников для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и
направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов
(термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты
наблюдений в табличной и (или) графической форме;
называть границы биосферы;
приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в
разных природных зонах;
различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном
комплексе;
сравнивать особенности растительного и животного мира в различных
природных зонах;
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс»,
«природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате
деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей
решения существующих экологических проблем.

7 КЛАСС




Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных
географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность)
географической оболочки;

































распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие
собой отражение таких свойств географической оболочки, как зональность,
ритмичность и целостность;
определять природные зоны по их существенным признакам на основе
интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;
различать изученные процессы и явления, происходящие в географической
оболочке;
приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата,
внутренних вод и органического мира;
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных
территорий с использованием различных источников географической
информации;
называть особенности географических процессов на границах литосферных плит
с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением
литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным
показателям;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт,
западных ветров;
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные
ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
описывать климат территории по климатограмме;
объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические
особенности территории;
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов
природы в результате деятельности человека с использованием разных
источников географической информации;
различать океанические течения;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на
разных широтах с использованием различных источников географической
информации;
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического
мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе
анализа различных источников географической информации;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли
человеком на основе анализа различных источников географической
информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
сравнивать плотность населения различных территорий;
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
различать городские и сельские поселения;
приводить примеры крупнейших городов мира;
приводить примеры мировых и национальных религий;

















проводить языковую классификацию народов;
различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных
территориях;
определять страны по их существенным признакам;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной
культуры, особенности адаптации человека к разным природным условиям
регионов и отдельных стран;
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
использовать знания о населении материков и стран для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач;
выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и
хозяйства отдельных территорий;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач;
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы,
населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях,
представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая,
сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на
локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного
сотрудничества по их преодолению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Географическое изучение Земли
1.1

Введение. География - наука о планете
Земля

2

0.5

1.2

История географических открытий

7

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

9

Раздел 2.Изображения земной поверхности
2.1

Планы местности

5

1

2.2

Географические карты

5

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

10

Раздел 3.Земля - планета Солнечной системы
3.1

Земля - планета Солнечной системы

Итого по разделу

4

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

4

Раздел 4.Оболочки Земли
4.1

Литосфера - каменная оболочка Земли

7

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

7

Заключение

1

Резервное время

3

3

34

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

5

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Оболочки Земли
1.1

Гидросфера — водная оболочка Земли

9

1.5

1.2

Атмосфера — воздушная оболочка

11

1

1.3

Биосфера — оболочка жизни

5

0.5

Итого по разделу

25

Заключение. Природно-территориальные комплексы

4

Резервное время

5

3

34

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

3.5

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Главные закономерности природы Земли
1.1

Географическая оболочка

2

0.5

1.2

Литосфера и рельеф Земли

6

1

1.3

Атмосфера и климаты Земли

6

0.5

1.4

Мировой океан — основная часть
гидросферы

6

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

20

Раздел 2.Человечество на Земле
2.1

Численность населения

3

1

2.2

Страны и народы мира

4

0.5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

7

Раздел 3.Материки и страны
3.1

Южные материки

16

1

4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f416c48

3.2

Северные материки

17

3

3.3

Взаимодействие природы и общества

3

0.5

Итого по разделу

36

Резервное время

5

2

68

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

Тема урока

Что изучает география?
Географические объекты,
процессы и явления

Всего

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650186

2

Географические методы изучения
объектов и явлений. Практическая
работа "Организация
фенологических наблюдений в
природе: планирование, участие в
групповой работе, форма
систематизации данных"

1

0.5

3

Представления о мире в
древности. Практическая работа
"Сравнение карт Эратосфена,
Птолемея и современных карт по
предложенным учителем
вопросам"

1

0.5

4

География в эпоху Средневековья

1

5

Эпоха Великих географических
открытий

1

6

Первое кругосветное плавание.
Карта мира после эпохи Великих
географических открытий

1

7

Географические открытия XVII—
XIX вв. Поиски Южной Земли —
открытие Австралии

1

8

Русские путешественники и
мореплаватели на северо-востоке
Азии. Первая русская

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886502ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865041a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650528

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650640

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650776

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650924

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650b04

кругосветная экспедиция

9

Географические исследования в
ХХ в. Географические открытия
Новейшего времени. Практическая
работа "Обозначение на контурной
карте географических объектов,
открытых в разные периоды"

1

10

Виды изображения земной
поверхности. Планы местности.
Условные знаки

1

11

Масштаб. Способы определения
расстояний на местности.
Практическая работа
"Определение направлений и
расстояний по плану местности"

1

12

Глазомерная, полярная и
маршрутная съёмка местности

1

13

Изображение на планах местности
неровностей земной поверхности.
Абсолютная и относительная
высоты. Профессия топограф

1

14

Ориентирование по плану
местности. Разнообразие планов и
области их применения.
Практическая работа "Составление
описания маршрута по плану

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650c26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650d70

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650f0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651090

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651252

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865139c

местности"

15

Различия глобуса и
географических карт. Способы
перехода от сферической
поверхности глобуса к плоскости
географической карты

1

16

Градусная сеть на глобусе и
картах. Параллели и меридианы.
Географические координаты.
Практическая работа
"Определение географических
координат объектов и определение
объектов по их географическим
координатам"

1

0.5

17

Определение расстояний по
глобусу. Искажения на карте.
Определение расстояний с
помощью масштаба и градусной
сети. Практическая работа
"Определение направлений и
расстояний по карте полушарий"

1

0.5

18

Разнообразие географических карт
и их классификации. Способы
изображения на мелкомасштабных
географических картах.
Изображение на физических

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886514b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886516bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886519be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651ad6

картах высот и глубин

19

Географический атлас.
Использование карт в жизни и
хозяйственной деятельности
людей. Система космической
навигации. Геоинформационные
системы. Профессия картограф

1

20

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная работа
по разделу "Изображения земной
поверхности"

1

21

Земля в Солнечной системе.
Гипотезы возникновения Земли.
Форма, размеры Земли, их
географические следствия

1

22

Движения Земли. Географические
следствия движения Земли вокруг
Солнца. Дни весеннего и осеннего
равноденствия, летнего и зимнего
солнцестояния

1

23

Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса
освещённости. Тропики и
полярные круги

1

24

Вращение Земли вокруг своей оси.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651d92

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652008

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886521c0

0.5

Библиотека ЦОК

Смена дня и ночи на Земле.
Практическая работа "Выявление
закономерностей изменения
продолжительности дня и высоты
Солнца над горизонтом в
зависимости от географической
широты и времени года на
территории России"

https://m.edsoo.ru/886522ec

25

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная работа
по теме "Земля — планета
Солнечной системы"

1

26

Литосфера — твёрдая оболочка
Земли. Методы изучения земных
глубин. Внутреннее строение
Земли

1

27

Строение земной коры. Вещества
земной коры: минералы и горные
породы. Образование горных
пород

1

28

Проявления внутренних и
внешних процессов образования
рельефа. Движение литосферных
плит. Образование вулканов и
причины землетрясений.
Профессии сейсмолог и

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865240e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886525b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652724

вулканолог

29

Разрушение и изменение горных
пород и минералов под действием
внешних и внутренних процессов.
Формирование рельефа земной
поверхности как результат
действия внутренних и внешних
сил

1

30

Рельеф земной поверхности и
методы его изучения.
Практическая работа "Описание
горной системы или равнины по
физической карте"

1

31

Человек и литосфера

1

32

Рельеф дна Мирового океана.
Острова, их типы по
происхождению

1

33

Резервный урок. Контрольная
работа по теме "Литосфера —
каменная оболочка Земли"

1

34

Сезонные изменения.
Практическая работа «Анализ
результатов фенологических
наблюдений и наблюдений за
погодой»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652972

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652bf2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652d50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652e68

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652f9e

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

5

6 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Гидросфера и методы её
изучения. Части гидросферы.
Мировой круговорот воды.
Значение гидросферы

1

2

Исследования вод Мирового
океана. Профессия океанолог.
Солёность и температура
океанических вод.
Океанические течения

1

3

Мировой океан и его части

1

4

Движения вод Мирового
океана. Стихийные явления в
Мировом океане. Способы
изучения и наблюдения за
загрязнением вод Мирового

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886530d4

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886531ec

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653502

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886536e2

океана

5

Воды суши. Способы
изображения внутренних вод
на картах. Реки. Практическая
работа "Сравнение двух рек
(России и мира) по заданным
признакам"

1

0.5

6

Озёра. Профессия гидролог.
Практическая работа
"Характеристика одного из
крупнейших озёр России по
плану в форме презентации"

1

0.5

7

Подземные воды, их
происхождение, условия
залегания и использования.
Минеральные источники

1

8

Природные ледники: горные и
покровные. Профессия
гляциолог. Многолетняя
мерзлота

1

9

Человек и гидросфера.
Практическая работа
"Составление перечня
поверхностных водных
объектов своего края и их
систематизация в форме

1

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653994

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653b2e

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653e12

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653f5c

0.5

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654074

таблицы"

10

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная
работа по теме "Гидросфера —
водная оболочка Земли"

1

11

Воздушная оболочка Земли:
газовый состав, строение и
значение атмосферы

1

12

Температура воздуха.
Суточный ход температуры
воздуха

1

13

Годовой ход температуры
воздуха

1

14

Атмосферное давление. Ветер
и причины его возникновения.
Роза ветров

1

15

Вода в атмосфере. Влажность
воздуха. Облака и их виды.
Туман

1

16

Образование и выпадение
атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков

1

17

Погода и её показатели.
Причины изменения погоды.
Практическая работа

1

0.5

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654466

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886545c4

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886546e6

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654844

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886549ca

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654b14

0.5

Билиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88654c54

"Представление результатов
наблюдения за погодой своей
местности в виде розы ветров"

18

Климат и климатообразующие
факторы. Зависимость климата
от географической широты и
высоты местности над уровнем
моря

1

19

Человек и атмосфера.
Адаптация человека к
климатическим условиям.
Стихийные явления в
атмосфере

1

20

Профессия метеоролог.
Практическая работа «Анализ
графиков суточного хода
температуры воздуха и
относительной влажности с
целью установления
зависимости между данными
элементами погоды»

1

21

Современные изменения
климата. Способы изучения и
наблюдения за глобальным
климатом. Профессия
климатолог

1

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654f2e

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886551a4

0.5

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655302

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865541a

22

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная
работа по теме "Атмосфера —
воздушная оболочка"

1

23

Биосфера — оболочка жизни.
Границы биосферы.
Профессии биогеограф и
геоэколог

1

24

Растительный и животный мир
Земли. Его разнообразие.
Практическая работа
"Характеристика
растительности участка
местности своего края"

1

25

Приспособление живых
организмов к среде обитания в
разных природных зонах

1

26

Жизнь в океане. Изменение
животного и растительного
мира океана с глубиной и
географической широтой

1

27

Человек как часть биосферы.
Распространение людей на
Земле. Исследования и
экологические проблемы

1

28

Резервный урок. Контрольная

1

0.5

Билиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88655654

0.5

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886557c6

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655942

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655af0

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655e24

1

работа по теме "Биосфера —
оболочка жизни"

29

Взаимосвязь оболочек Земли.
Понятие о природном
комплексе. Природнотерриториальный комплекс

1

30

Природные комплексы своей
местности. Практическая
работа "Характеристика
локального природного
комплекса"

1

31

Круговороты веществ на Земле

1

32

Почва, её строение и состав.
Охрана почв

1

33

Резервный урок. Природная
среда. Охрана природы.
Природные особо охраняемые
территории. Всемирное
наследие ЮНЕСКО

1

34

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная
работа по теме " Природнотерриториальные комплексы"

1

1

34

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655f50

0.5

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886560ae

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865627a

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886563ba

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886564dc

3.5

7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Географическая оболочка:
особенности строения и свойства.
Целостность, зональность,
ритмичность и их географические
следствия

1

2

Географическая зональность
(природные зоны) и высотная
поясность. Современные
исследования по сохранению
важнейших биотопов Земли.
Практическая работа "Выявление
проявления широтной зональности
по картам природных зон"

1

3

История Земли как планеты

1

4

Литосферные плиты и их движение

1

5

Материки, океаны и части света

1

6

Сейсмические пояса Земли.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88656630

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88656874

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886569fa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88656b1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88656d60

0.5

Библиотека ЦОК

Практическая работа "Объяснение
вулканических или сейсмических
событий, о которых говорится в
тексте"

https://m.edsoo.ru/88656e8c

7

Формирование современного
рельефа Земли. Внешние и
внутренние процессы
рельефообразования. Практическая
работа "Анализ физической карты и
карты строения земной коры с
целью выявления закономерностей
распространения крупных форм
рельефа"

1

8

Полезные ископаемые

1

9

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Литосфера и
рельеф Земли"

1

10

Закономерности распределения
температуры воздуха

1

11

Закономерности распределения
атмосферных осадков. Пояса
атмосферного давления на Земле

1

12

Воздушные массы, их типы.
Преобладающие ветры

1

13

Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы.

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88656f9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886570b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657288

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657440

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865759e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886576de

Характеристика климатических
поясов Земли

14

Влияние климатических условий на
жизнь людей. Глобальные
изменения климата и различные
точки зрения на их причины

1

15

Карты климатических поясов.
Климатограмма. Практическая
работа "Описание климата
территории по климатической карте
и климатограмме"

1

16

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Атмосфера и
Климаты Земли"

1

17

Мировой океан и его части

1

18

Система океанических течений.
Влияние тёплых и холодных
океанических течений на климат

1

19

Соленость и карта солености
поверхностных вод Мирового
океана. Практическая работа
"Выявление закономерностей
изменения солёности
поверхностных вод Мирового
океана и распространения тёплых и
холодных течений у западных и

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657800

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657b3e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657ca6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88658444

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886586c4

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657f94

восточных побережий материков"

20

Образование льдов в Мировом
океане. Изменения ледовитости и
уровня Мирового океана, их
причины и следствия

1

21

Жизнь в океане. Основные районы
рыболовства. Экологические
проблемы Мирового океана.
Практическая работа "Сравнение
двух океанов по предложенному
учителем плану с использованием
нескольких источников
географической информации"

1

0.5

22

Обобщающее повторение по темам:
"Атмосфера и климаты Земли" и
"Мировой океан — основная часть
гидросферы"

1

0.5

23

Заселение Земли человеком.
Современная численность населения
мира. Изменение численности
населения во времени

1

24

Методы определения численности
населения, переписи населения.
Практическая работа "Определение,
сравнение темпов изменения
численности населения отдельных
регионов мира по статистическим

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886587f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88658f52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886590ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88659272

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865939e

материалам"

25

Размещение и плотность населения.
Практическая работа "Определение
и сравнение различий в
численности, плотности населения
отдельных стран по разным
источникам"

1

26

Народы и религии мира. Этнический
состав населения мира. Языковая
классификация народов мира

1

27

Мировые и национальные религии.
География мировых религий

1

28

Хозяйственная деятельность людей.
Города и сельские поселения.
Культурно-исторические регионы
мира

1

29

Комплексные карты. Многообразие
стран. Профессия менеджер в сфере
туризма, экскурсовод. Практическая
работа "Сравнение занятий
населения двух стран по
комплексным картам"

1

30

Африка. История открытия.
Географическое положение

1

31

Африка. Основные черты рельефа,
климата и внутренних вод.
Природные комплексы.

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88659538

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88659664

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886597ae

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886599d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88659b28

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88659f24

Практическая работа "Объяснение
годового хода температур и режима
выпадения атмосферных осадков в
экваториальном климатическом
поясе"

32

Африка. Население. Политическая
карта. Изменение природы под
влиянием хозяйственной
деятельности человека

1

33

Африка. Крупнейшие по территории
и численности населения страны

1

34

Южная Америка. История открытия.
Географическое положение

1

35

Южная Америка. Основные черты
рельефа, климата и внутренних вод.
Зональные и азональные природные
комплексы

1

36

Южная Америка. Население.
Политическая карта. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной деятельности
человека

1

37

Южная Америка. Крупнейшие по
территории и численности
населения страны

1

38

Австралия и Океания. История
открытия. Географическое

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865a4ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865a62c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ab2c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865b72a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865a79e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ac76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865b932

положение

39

Австралия и Океания. Основные
черты рельефа, климата и
внутренних вод. Природные
комплексы. Практическая работа
"Сравнение особенностей климата
Африки, Южной Америки и
Австралии по плану"

1

40

Австралия и Океания. Население.
Политическая карта. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной деятельности
человека

1

41

Практическая работа "Сравнение
географического положения двух
(любых) южных материков"

1

1

42

Практическая работа "Объяснение
особенностей размещения населения
Австралии или одной из стран
Африки или Южной Америки"

1

1

43

Практическая работа "Описание
Австралии или одной из стран
Африки или Южной Америки по
географическим картам"

1

1

44

Антарктида — уникальный материк.
Освоение человеком Антарктиды.
Роль России в открытиях и

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865a97e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ad98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ba86

исследованиях ледового континента
45

[[Обобщающее повторение "Южные
материки". [[Контрольная работа по
теме "Южные материки"]]

1

46

Северная Америка. История
открытия и освоения

1

47

Северная Америка. Географическое
положение

1

48

Северная Америка. Основные черты
рельефа, климата и внутренних вод.
Зональные и азональные природные
комплексы

1

49

Северная Америка. Население.
Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности
населения страны

1

50

Северная Америка. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной деятельности
человека

1

51

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Северные
материки. Северная Америка"

1

52

Евразия. История открытия и
освоения

1

53

Евразия. Географическое положение

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865bba8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865be6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865c4d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ca6c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8865bfb8

54

Евразия. Основные черты рельефа и
определяющие его факторы

1

55

Евразия. Основные черты климата.
Практическая работа "Объяснение
климатических различий
территорий, находящихся на одной
географической широте, на примере
умеренного климатического пляса"

1

56

Евразия. Основные черты
внутренних вод и определяющие их
факторы

1

57

Евразия. Зональные и азональные
природные комплексы.
Практическая работа
"Представление в виде таблицы
информации о компонентах
природы одной из природных зон на
основе анализа нескольких
источников информации"

1

58

Евразия. Население

1

59

Евразия. Политическая карта

1

60

Евразия. Крупнейшие по
территории и численности
населения страны

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865c0d0

0.5

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865c620

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865c7b0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865cbac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865d2e6

61

Евразия. Изменение природы под
влиянием хозяйственной
деятельности человека

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865cf30

62

Практическая работа "Объяснение
распространения зон современного
вулканизма и землетрясений на
территории Северной Америки и
Евразии"

1

1

63

Практическая работа "Описание
одной из стран Северной Америки
или Евразии в форме презентации (с
целью привлечения туристов,
создания положительного образа
страны и т. д. )"

1

1

64

Резервный урок. Контрольная
работа по теме "Северные
материки". Обобщающее
повторение по теме "Северные
материки"

1

65

Влияние закономерностей
географической оболочки на жизнь
и деятельность людей. Практическая
работа "Характеристика изменений
компонентов природы на
территории одной из стран мира в
результате деятельности человека"

1

66

Международное сотрудничество в

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865d4b2

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865d6ba

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865d7fa

Библиотека ЦОК

охране природе

https://m.edsoo.ru/8865d962

67

Глобальные проблемы человечества.
Программа ООН и цели
устойчивого развития. Всемирное
насление ЮНЕСКО: природные и
культурные объекты

1

68

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме
"Взаимодействие природы и
человека". Контрольная работа по
теме "Взаимодействие природы и
общества"

1

1

68

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ноутбук учителя, ноутбук ученика, цифровой проектор, экран настенный, акустическая система

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алексеев А.И; Николина В.В; Липкина Е.К. учебник 5-7 класс; Москва: просвещение, 2023г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Алексеев А.И; Николина В.В; Липкина Е.К. Методическоепособие.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru/p/geografiya#program-5-7 klass

https://edu.skysmart.ru/homework/new/594https://geo6vpr.sdamgia.ru/https://foxford.ru/wiki/geografiyahttps://uchi.ru/teachers/lk/subjects/ge
ohttps://resh.edu.ru/subject/4/5/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
Зоогеографическая карта мира, политическая карта мира, картаполушарий, физическая карта мира,
физическая карта России, топографическая карта, топографический план, глобус Земли физический
демонстрационный, энциклопедия, подшивкажурналовгеографическойнаправленности.

ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХИПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
Полевойдневник(тетрадьвклетку12листов), фотоаппарат, контурныекарты, атлас по географиидля5-6классов,
компас ученический, линейка, карандаш, циркуль, карточки с данными по высоте солнца в разных точках
России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».