рабочая программа по физике 9 класс (2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого района Тверской области
МБОУ ТР Кудрявцевская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2433330)
учебного предмета «Физика»
для обучающихся 9 класса

с. Озерец 2023-2024уч. г.

I. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе
примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О.Ф. Кабардина, В. А.
Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В.
Перышкина.
Программа предполагает использование учебника «А.В.Пёрышкин. Физика 9кл.Москва.
Дрофа.2014г.»
Программа рассчитана на 102ч, при 3 ч в неделю.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
 Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи).
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план и сложный план учебно-научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять
план.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих предметных
результатов
 знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;
 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами,
объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей результатов измерений;
 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;
 умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
 формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в
развитии материальной и духовной культуры людей;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и
выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых
гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей
физические законы;
 коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
Общими предметными результатами обучения по данному курсу являются:
 умение пользоваться методами научного исследования явлений природы:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами,
объяснятьрезультаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей
результатов измерений;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические
модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез.
Частными предметными результатами обучения по данному курсу
являются:
Законы взаимодействия и движения тел:
—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение
по окружности с постоянной по модулю скоростью;

—знание и способность давать определения описания физических понятий: относитель- ность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система
отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного
- движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по
окружности, импульс;
- —понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного
тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять
их на практике;
- —умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять
устройство и действие космических ракет-носителей;
- —умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по
окружности;
- —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды).
- Механические колебания и волны. Звук:
- —понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические
волны, длина волны, отражение звука, эхо
- —знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания,
колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук
и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука,
скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;
- —владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.
- Электромагнитное поле :
- —понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;
- —знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное
поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные
волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин:
магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных
колебаний, показатели преломления света;
- —знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления
света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
- —знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;
- —[понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].
- Строение атома и атомного ядра:
- —понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;
—знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов,
предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного
ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физиче-ских величин: поглощенная доза
излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза,период полураспада;

—умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических
устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный
реактор на медленных нейтронах;
—умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;
—знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;
—владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;
—понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды, техника безопасности и др.

Содержание учебного предмета.
Законы взаимодействия и движения тел (39 ч) .
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Равноускоренное прямолинейное движение: мгновенная скорость, ускорение,
перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и
равноускоренном движении.
Относительность механического движения.
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий
закон Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Механические колебания и волны. Звук (13 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Период, частота и амплитуда колебаний.
Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь
длины волны со скоростью ее распространения и периодом.
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо.
Электромагнитноеполе (20)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.Индукция магнитного поля.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения
электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Строение атома и атомного ядра (19 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гаммаизлучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Протонно – нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое число.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при
ядерных реакциях.
Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при ядерных реакциях. Излучение звезд.
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел
Солнечной системы. Происхождение Солнечной Системы. Физическая природа Солнца и
звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной

Повторение (6ч)
Электрические явления. Световые явления. Механические явления. Квантовая физика.

Тематическоепланирование
№п.п Название раздела
1
2
3
4
5
6
7

Законы взаимодействия и движения тел.
Механические колебания и волны. Звук.
Электромагнитноеполе.
Строение атома и атомного ядра.
Строение и эволюция Вселенной.
Повторение
Итого

Кол-во
часов
39
13
20
19
5
6
102

Контрольные
работы
3
1
1
1

Лабораторная
работы

6

6

2
1
1
2

I. Поурочное планирование

№
урока

Тема урока

Количе
ст во
часов

Законы взаимодействия и движения тел (39ч)
1.

2.
3.
4.
5-6

7.
8-9.
10.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение
координаты
движущегося тела.
Входная контрольная работа
Прямолинейное равномерное движение.
Прямолинейное равноускоренное
движение. Ускорение.
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

Перемещение при прямолинейном
равноускоренном движении.
Решение задач на расчет перемещения при
прямолинейном движении.
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения
без начальной скорости»

1

11-12. Решение задач. Подготовка к контрольной
работе
13.
Контрольная работа № 1 по теме
«Основы кинематики»
14.
Относительность движения.
15.
Инерциальные системы отсчета. Первый
закон Ньютона.
16-17 Второй закон Ньютона
18.
Третий закон Ньютона.
19-20 Решение задач на законы Ньютона
21.
Свободное падение тел.

1
1
1
2

2
1
2

1
1
2
1
2
1

1

23.

Движение тела, брошенного вертикально
вверх. Невесомость.
Лабораторная работа № 2 «Измерение ус-корения свободного падения»

24

Закон всемирного тяготения.

1

25-26

Решение задач на закон всемирного
тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и
других небесных телах.
Прямолинейное и криволинейное
движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю
скоростью.
Решение задач на движение тел по
окружности
Искусственные спутники Земли. Решение
задач
Решение задач по теме «Искусственные
спутники Земли»
Импульс тела. Закон сохранения импульса.

2

2

35

Решение задач на закон сохранения
импульса
Реактивное движение. Ракеты.

36

Закон сохранения механической энергии

1

37-38

Решение задач. Подготовка к контрольной
работе.
Контрольная работа № 2 по теме
«Законы взаимодействия и движения тел»
Механические колебания и волны. Звук
(13ч)
Колебательное движение. Свободные
колебания
Колебательное движение. Свободные
Колебания.
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и
частоты свободных
колебаний маятника от длины его нити»
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

2

22.

27
28

29
30
31
32
33-34

39

40
41
42

43
44

1

1
1

1
1
1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

49

Распространение колебаний в среде.
Волны.
Длина волны. Скорость распространения
волн.
Решение задач по теме «Длина волны.
Скорость распространения волн».
Источники звука. Звуковые колебания.
Высота и громкость звука.
Распространение звука. Звуковые волны.

50

Отражение звука. Звуковой резонанс.Интерференция звука

1

51

Решение задач по теме «Механическиеколебания и волны. Звук»

1

52

Контрольная работа №3 по теме
«Механические колебания и волны. Звук»

1

45
46
47
48

1
1
1
1

Электромагнитное поле (20ч)
53

Магнитное поле.

1

54

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

55

Обнаружение магнитного поля по его
действию на электрический ток. Правило левой руки.
Решение задач на применение правил левой и правой руки.

1

Индукция магнитного поля. Магнитный
поток.
Явление электромагнитной индукции.

1

1

61

Лабораторная работа № 4 «Изучение явле-ния электромагнитной
индукции»
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление
самоиндукции.
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

62

Решение задач по теме «Трансформатор»

1

1

1

65

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.
Принципы радиосвязи и телевидения.

66

Электромагнитная природа света

1

67-68

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.
Дисперсия света.
Цвета тел.
Типы спектров. Спектральный анализ.

2

56
57
58
59
60

64

68

70

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых
спектров
Решение задач по теме «Электромагнитноеполе».

71

Обобщение и систематизация знаний по теме «Электромагнитное поле»

72

Контрольная работа №4 по теме
«Электромагнитное поле»
Строение атома и атомного ядра (19ч)

73

Радиоактивность. Модели атомов.

74

Радиоактивные превращения атомных
ядер.
Решение задач по теме «Радиоактивныепревращения атомных ядер».

69

75

77

Экспериментальные методы исследованиячастиц. Открытие протона и
нейтрона
Состав атомного ядра. Ядерные силы.

78

Энергия связи. Дефект масс

79

Деление ядер урана. Цепная реакция.

80-81

Решение задач по теме «Деление ядер урана. Цепная реакция.»

82

Ядерный реактор. Преобразование
внутренней энергии атомных ядер в элект-рическую энергию.
Лабораторная работа № 6 «Изучение деле-ния ядра атома урана по
фотографии тре- ков»

76

83

1

1

1
1

1
1

1

1

85-86

Атомная энергетика.Биологическое
действие радиации. Закон радиоактивного распада.
Решение задач по теме «Законрадиоактивного распада».

87

Термоядерная реакция.

1

88

Лабораторная работа № 7 «Изучение тре-ков заряженных частиц по
готовым фото-графиям»
Решение задач по теме «Строение атома и
атомного ядра»
Контрольная работа № 4 по теме
«Строение атома и атомного ядра»

1

84

89-90
91

2

2
1

Строение и эволюция Вселенной.(5ч)

1

93

Состав, строение и происхождение
Солнечной системы
Большие планеты Солнечной системы.

94

Малые тела Солнечной системы

1

95

Строение, излучения и эволюция Солнца и
звёзд
Строение и эволюция Вселенной

1

92

96

1

1

Повторение. (6ч)
97-98

Повторение. Электрические явления.

99-100 Повторение. Световые явления.

2
2

101

Повторение. Механические явления.

1

102

Повторение. Квантовая физика.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».