Рабочая программа внеурочной деятельности театральная студия Буратино 2023-2014

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
172891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48
E-mail: ozerec_shkola@mail.ru

ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
школьного театра «БУРАТИНО»
2023 – 2024 учебный год
Возраст обучающихся 7-16 лет

Срок реализации

1 год

Программу составил: учитель
начальных классов
Васильева Надежда Ивановна

Озерец 2023г.

Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной
программы основного общего образования МБОУ ТР Кудрявцевская ООШ, в соответствии
с учебным планом МБОУ ТР Кудрявцевская ООШ. При разработке программы были
использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М.
Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.
Цель программы: Обучение каждого ребёнка осмысленной интонационной
выразительной речи и чтению; развитие познавательных и творческих способностей
учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную
деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить
оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Задачи программы:
- обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- сформировать художественно- эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника.
- Общая характеристика курса
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная,
обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети очень
впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию
добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей
образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им
ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.
Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек
воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные
образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также
исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу,
способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что
особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Актуальность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается
в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир
музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество,
так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать
возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности,
заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности,
необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения
в жизни.
Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания
педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное
участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая
роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может
заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать

2

положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться
и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком
произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство
с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
- Методологические принципы
В основу программы кружка вложены следующие принципы:
1 Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие
способности, его жизненный речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти
личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь
возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
2 Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как
творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний,
навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также
развивать умение самостоятельно учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет
развивать в
ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его
саморазвитию.
3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)активности детей. В работе
с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в
ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение
в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёто приёмах,
«стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку, как в его
сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить,
3

двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие
задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой
индивидуальности,
направлена
на
гуманизацию
воспитательнообразовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития
младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театральноигровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой
деятельности в процессе театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций,
процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку
именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается
символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение
социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенности возрастной группы детей
Кружок предназначен учащимся 7-16 лет. Школьный театральный кружок
«Буратино» посещают 16 учащихся 2 – 9 классов. В результате занятий в кружке ребёнок
должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить
свои лучшие качества.
Место в учебном плане
Работа кружка осуществляется по вторникам и в каникулярное время, занятия по 35-40
минут. Срок реализации программы- 1 год. Общее количество часов – 34 часов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся.
Результативность и целесообразность работы по программе «Театральная мастерская»
выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения
проводятся
Встречи с ветеранами, с пенсионерами, выступления перед родителями, дошкольниками,
выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера, наблюдение и анализ
творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы
выступают ежегодные традиционные народные праздники, ярмарки, концерты.

4

Раздел 2 . Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу
Личностные
Знать

– о формах проявления
заботы о человеке при
групповом
взаимодействии;- правила
поведения на занятиях,
раздевалке, в игровом
творческом процессе.правила игрового общения,
о правильном отношении к
собственным ошибкам, к
победе, поражению.

О готовности и
способности к
саморазвитию;
-развитие познавательных
интересов, учебных
мотивов;
-знание основных
моральных норм
(справедливое
распределение,
взаимопомощь,
правдивость, честность,
ответственность.)
Уметь

- анализировать и
сопоставлять, обобщать,
делать выводы, проявлять
настойчивость в
достижении цели –
соблюдать правила игры и
дисциплину;- правильно
взаимодействовать с
партнерами по команде
(терпимо, имея
взаимовыручку и т.д.). выражать себя в различных
доступных и наиболее
привлекательных для
ребенка видах творческой и
игровой деятельности.

Метапредметные
- знать о ценностном
отношении к театру
как к культурному
наследию народа.

Предметные

1. Знают
наизусть
стихотворени
я русских и
зарубежных
авторов.
- иметь нравственно2.
Знают виды и
этический опыт
особенности
взаимодействия со
актёрского
сверстниками,
мастерства.
старшими и младшими
3. Знают
детьми, взрослыми в
театральную
соответствии с
терминологи
общепринятыми
ю и культуру
нравственными
зрителя,
нормами.
необходимые
сведения
Допускать
о
сценической
возможность
речи;
существования у
- о декорациях к
людей различных
спектаклю; о
точек зрения, в том
подборе
числе не совпадающих
музыкального
с его собственной;
сопровождения
-учитывать разные
к спектаклю, к
мнения и стремиться к
инценировкам
координации
сказок, к
различных позиции
сценкам
- планировать свои
действия в
4. Умеют
соответствии с
двигать в
поставленной задачей
заданном
- адекватно
ритме, по
воспринимать
сигналу
предложения и оценку
педагога
учителя, товарища,
соединяясь в
родителя и других
пары, тройки
людей
или цепочки.
- контролировать и
5. Умеют
оценивать процесс и
создавать
результат
пластические
деятельности;
импровизации
- выбирать вид чтения
под музыку
в зависимости от цели;
разного
- договариваться и
характера.
приходить к общему
6. Умеют
решению в совместной
запоминать

деятельности
- формулировать
собственное мнение и
позицию
оценивать
правильность
выполнения работы на
уровне адекватной
оценки;
-вносить
необходимые
коррективы;
-уметь планировать
работу и определять
последовательность
действий
самостоятельно
включаться в
творческую
деятельность;
-осуществлять выбор
вида чтения в
зависимости от цели,
использовать
полученные сведения
о многообразии
театрального
искусства
красивую,
правильную, четкую,
звучную речь как
средство
полноценного
общения.

Применять - быть сдержанным,

терпеливым, вежливым в
процессе взаимодействия ;подводить самостоятельный
итог занятия; анализировать и
систематизировать
полученные умения и навыки,

иметь готовность и
способность к
саморазвитию;
-развитие познавательных
интересов, учебных
мотивов;
-знание основных
моральных норм
(справедливое
распределение,
взаимопомощь,
правдивость, честность,
ответственность.)

2

заданные
педагогом
мизансцены.
7 Умеют
импровизировать;
- работать в
группе, в
коллективе.
- выступать
перед публикой,
зрителями

- самостоятельно
выбирать,
организовывать
небольшой
творческий
проект
-иметь
первоначальный
опыт
самореализации в
различных видах
творческой
деятельности,
формирования
потребности и
умения выражать
себя в доступных
видах творчества,
игре и
использовать
накопленные
знания.

1. Содержание курса
Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и
углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в общих разделах.
Раздел 1 Основы театральной культуры. Театр как вид искусства
Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство
коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.
История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в
театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер,
сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис.
Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.
Раздел 2 Ритмопластика
Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки.
Владение своим телом, свобода и выразительность движений.
Раздел 3 Театральная игра
Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические,
ритмические, музыкальные игры.
Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена
разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.
Раздел 4 Этика и этикет
«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный
Раздел 5 Культура и техника речи
Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и
артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над
выразительностью речи.
Воспитанники должны самостоятельно научиться работать над образом.
Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. В работу
кружка могут быть включены посещения ветеранов, пенсионеров, выступления перед
родителями, дошкольниками, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.
- Слушание, чтение и рассказывание сказок.
- Виды говорения: диалог, монолог.
-Мимика и жесты.
-Речевой этикет.
- Сочинение небольших сказок и рассказов.
-Проговаривание рифмовок, скороговорок , стихов.
- Групповые сюжетно-ролевые игры.
-Элементы сценического действия.

3

Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Отработка дикции. Запоминание
заданных поз и умение их образно передавать. Что такое театр. Виды театров. Культура
поведения в театре. Прочтение произведений. Работа над отдельными эпизодами. Выбор и
распределение ролей. Создание декораций и костюмов, репетиции.
С каждым годом обучения сложность упражнений в одном и том же разделе возрастает,
либо возрастают требования к правильности выполнения упражнения.
Формы организации занятий.
Форма занятий – групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с
участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными
формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы,
спектакль как итоговый проект в конце года.

Тематическое планирование
№
Разделя
п/п
1 Организационное занятие.
Основы театральной
культуры. Театр как вид
искусства
2 Ритмопластика
3 Театральная игра
4 Этика и этикет
5 Культура и техника
Итого:

Всего

Количество часов
Теория

Практика

16

5

11

3
7
2
6
34

1
1
1
1
9

2
6
1
5
25

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование театрального кружка «Буратино»
Тема занятия
№
п/п

Количество
часов

Теоретические
навыки

Практические
навыки

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА
1

Вводное занятие «Что
такое театр?». Особенности
театра.

1

Словарь: театр,
актер, аншлаг,
свое имя
бутафория,
декорации.

2

Виды театрального
искусства. Знакомство
со структурой театра,
его основными

1

Драма, комедия,
трагедия,
интермедия
4

Игра «Назови
свое имя
ласково».

профессиями: актер,
режиссер, сценарист,
художник, гример.
3

Подготовка ко Дню
учителя. Обсуждение
декораций, костюмов,
музыкального
сопровождения.
Распределение ролей.

1

Словарь: балет
драматический,
Театр зверей,
кукольный.

Представьте раз
ные театры.
Подготовка
костюмов,
декораций.

4

Подготовка декораций
и костюмов.
Репетиция. Работа над
темпом, громкостью
речи.

1

Декорации

Выразительное
чтение стихов

5

Генеральная репетиция
к празднику День
учителя.

1

6

Анализ выступления
на празднике День
учителя (недостатки,
интересно ли было
работать над
спектаклем, что будем
делать дальше).

1

7

Что такое сценарий?
Обсуждение сценария
сказки «Рукавичка» на
новый лад.

1

8

Выразительное чтение
сказки по ролям.

1

9

Культура поведения в
театре. Понятия
«зритель» и «фанат».
Обсуждение сценария.

1

10

Театральное здание.
Зрительный зал. Сцена.
Мир кулис.

1

Выразительное
чтение стихов
Учимся
высказывать
отношение к
работе,
аргументируя

Учимся
выразительному
чтению

Кулисы, рампа,
подмостки.

5

11

Знакомство с
Новогодними
сказками. Чтение
сказок по ролям.

1

12

Сценарий и правила
работы с ним.

1

13

Выбор сценария для
постановки на Новый
год. Распределение
ролей с учетом
пожеланий артистов.

1

14

Подбор музыкального
сопровождения.
Репетиция.
Изготовление
декораций.

1

15

Изготовление
декораций, костюмов.
Репетиция.

1

16

Генеральная репетиция
Новогоднего сценария.

1

17

Обсуждение спектакля
(успех или неуспех?
ошибки, недостатки).

1

Работа над
артикуляцией
звуков.
Сценарий,
сценарист

Декорации

Изготовление
декораций и
костюмов

РИТМОПЛАСТИКА
18

Ритмопластика
массовых сцен и
образов.
Совершенствование
осанки и
походки. Учимся
создавать образы
животных.

1

19

Творческие задания
«Изобрази», «Войди в
образ». «Профессионал
ы», «Что бы это
значило», «Перехват».
Упражнения
«Исходное
положение», «
Зернышко»

1

Осанка, походка.

Учить
показывать
животных с
помощью
мимики.

6

20

Музыкальные
пластические игры и
упражнения. Работа в
парах, группах, чтение
диалогов, монологов.

Работа над
дикцией и
пластикой.

1

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
21

Этюд как основное
средство воспитания актера.
Этюд –
средство вспомнить
жизнь» (К.С.
Станиславский).

1

22

Шутливые словесные
загадки. Найди ошибку
и назови слово
правильно.

1

23

Подготовка ко Дню 8
Марта. Выбор сценок и
распределение ролей.
Подбор музыкального
сопровождения.

1

24

Генеральная
репетиция. Подготовка
костюмов и декораций.

1

25

Обсуждение
праздничного
выступления.

1

26

Сценический этюд:
«Диалог –
звукоподражание и
«разговор» животных.
(Курица – петух,
свинья-корова, левбаран, собака – кошка,
две обезьяны, большая
собака – маленькая
собака)

1

Этюд, диалог,
монолог.

Работа над
движениями
на сцене.

Учить
высказывать
свое мнение,
аргументируя.

ЭТИКА И ЭТИКЕТ
27

«Этика», «этикет»,
«этикетка», научиться
их различать. Золотое

Познакомить с
понятиями
«этика»,

1

7

Игра: « Я
начну, а вы
кончайте...»

правило
нравственности
«Поступай с другими
так, как ты хотел бы,
чтобы поступали с
тобой».
28

«этикет».

Понятие такта. Золотое
правило
нравственности
«Поступай с другими
так, как ты хотел бы,
чтобы поступали с
тобой»..

1

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.
29

Что такое культура и
техника речи. Выразительно
е чтение поэзии и прозы.

1

30

Учусь говорить
красиво. Что значит
красиво говорить?
«Сквернословие… это
всегда плохо или
иногда хорошо?».

1

Познакомить с
понятиями
«сквернословие».

Учить
высказывать
свое мнение,
аргументировать

31

Культура и техника
речи. В мире пословиц,
поговорок,
скороговорок.

1

.

Произнесение
скороговорок
по очереди с
разным
темпом и
силой звука, с
разными
интонациями.

32

Выразительное чтение
поэзии и прозы.

1

33

Посиделки за круглым
столом: «Наши успехи
и недостатки». Итоги
работы за год. Показ
заранее
подготовленных
самостоятельно сценок
из школьной жизни.

1

34

Резервный урок

Работа над
дикцией.

8

5 Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение курса по
внеурочной деятельности
Занятия кружка проводятся в кабинете начальных классов, т.к. в школе нет актового зала.
Для организации занятий необходимо следующее оснащение:
- рисунки для мини – декораций.
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям.
Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;
Реквизит для этюдов и инсценировок.
Список литературы для учителя
1. Алянский, Ю.П. Азбука театра. Текст/Ю.П.Алянский. – Л.:Дет.лит., 2019 . –159 с.
2. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебнометодическое пособие для руководителей ОУДОД.Текст/В.Н.Иванченко – Ростов н/Д:
«Учитель», 2020– 288 с.
3. Колчеев В.М. Театрализованные игры в школе. Текст/ В.М.Колчеева, Ю.В.Колчеева –
М.: Школьная пресса, 2003. – 95 с.
4. Куликова К. Российского театра первые актёры. Текст/ К.Куликова – Л.: Лениздат., 1991
. – 150 с.
5.Театр, где играют дети: Учеб. – метод. Пособие для руководителей детских театральных
коллективов. Текст/ Под редакцией А.Б.Никитиной–М.: Изд.центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.
6.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и
младших школьников. Текст/ Э.Г.Чурилова-М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2004 .- 159
Список литературы для учащихся
1.Бартенев, М.М. Волшебная академия Деда Мороза. Сборник новогодних сказок и
сценариев. Текст / М.М.Бартенев , А.А. Усачев , Э.Н.Успенский . – Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг,2003 .- 205 с.
2.Васильева Н. Праздничные сказки и сказочные праздники. Текст / Н.Васильева –
М.:Рольф,2002 . – 92 с.
3.Загадки.Скороговорки:Любимые стихи Текст / Сост.В.И. Пунин. –М.:АСТПРЕСС,1999 . – 65 с.
4.Коломейский А.М. Капустники, скетчи, миниатюры для школьников
и студентов. СТЭМ на вырост .-Изд. 2-е, исправ. Текст / А.М.Коломейский. – Ростов
н. Д.:Феникс,2005 . – 114 с.
5.Михальва М.А. А у наших у ворот. Текст / М.А.Михальва. – Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг,2002 . – 193 с.
6.Немчинский М.И. Цирковой номер-спектакль. Текст / М.И.Немчинский. –М .:
«Искусство»,1961 . – 77 с.
7.Осипенко И.Л. Классные праздники. Текст / И.Л.Осипенко. – Ярославль: Академия
развития:Академия Холдинг,2001. – 85 с.
8 .Шлитт Эвалд, Маскарадный грим для праздников. Текст / Эвалд Шлитт,
Вольфангер-фон Кляйст Николь. -«Артлайн».- Ростов н.Д,2005 . – 82 с.
Интернет – ресурсы
Имена.org- популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
9

World Art - мировое искусство http://www.world-art.ru
Компьютер с выходом в Интернет
Аудио- и видеозаписи, презентации

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».