рабочая программа внеурочной деятельности шахматного клуба

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
172891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48

Рабочая программа шахматного
кружка
«Белая ладья»
общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности
(2 год обучения)
В шахматах много таинственного.
И много еще не рассекреченного.

Программу разработала учитель
Булатова Галина Ивановна

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа реализует спортивное направление и составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования.
Программа разработана в соответствии :
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №
1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»;
- Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся в
классах, работающих в условиях ФГОС.

Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного
развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у
детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитикосинтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит
ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей
деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте
среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и
теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический
аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы
в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс
обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и
слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому
начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но,
безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Исследования отечественных
и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших
умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это
умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний
план действий".
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Обучение игре в шахматы с

самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от
своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели программы:

Обучить правилам игры в шахматы.

Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса.

Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:

Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и
шахматным кодексом.


Научить ориентироваться на шахматной доске.


Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно .
расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль,
диагональ.

Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.


Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.



Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.


Познакомить
шахматных фигур.

с

обозначением

горизонталей,

вертикалей,

полей,


Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой
фигур.


Сформировать умение записывать шахматную партию.



Сформировать умение проводить элементарные комбинации.


Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.

Срок реализации программы : программа рассчитана на год обучения.
На реализацию курса отводится 1 час в неделю – 34 часа в год
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические
задания и позиции для игровой практики.

Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса :
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.



Проговаривать последовательность действий.



Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.



Учиться работать по предложенному педагогом плану.



Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью педагога.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
 Перерабатывать полученную информацию:
результате совместной работы всей группы.

делать

выводы

в

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и
слабая позиция, сила шахматных фигур.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
образовательном учреждении и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты:
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
 обозначение горизонталей, вертикалей полей, шахматных фигур;
 ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
 записывать шахматную партию;
 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем и ладьей;
 проводить элементарные комбинации.

Содержание курса.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций.
Содержание второго
года обучения включает
непосредственно
обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так
же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся
шахматистов.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и
представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь
против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из
истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Содержание курса

Кол
Перечень универсальных действий
ичес
обучающихся
тво
часо
в
1. Краткая история шахмат. 1ч
Знать шахматные термины: белое и
черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное
положение, белые, черные, ход, взятие,
шах, мат, пат, ничья; знать названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король, Определять и
формулировать цель деятельности с
помощью учителя. Проговаривать
последовательность действий. Учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя..
2. Шахматная нотация.

3ч

Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей
группы. Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать
такие шахматные объекты, как ходы
шахматных фигур, сильная и слабая
позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных
задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
обобщать, делать несложные выводы;
уметь проводить элементарные
комбинации; уметь планировать
нападение на фигуры противника,
организовать защиту
своих фигур. Уметь ориентироваться на
шахматной доске, в шахматной нотации.

3. Ценность шахматных
фигур

4ч

Знать названия шахматных фигур: ладья,
слон, ферзь, конь, пешка, король,
знать правила хода и взятия каждой
фигурой; различать диагональ,
вертикаль, горизонталь. Уметь
ориентироваться на шахматной доске, в
шахматной нотации; определять
последовательность событий; выявлять
закономерности и проводить аналогии.
Донести свою позицию до других:

оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах
общения и поведения, следовать им.
4. Техника матования
одинокого короля

4ч

Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать
такие шахматные объекты, как ходы
шахматных фигур, сильная и слабая
позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных
задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем). Знать правила хода и
взятия каждой фигурой; уметь проводить
элементарные комбинации; уметь
планировать нападение на фигуры
противника, организовать защиту своих
фигур. Определять и высказывать под
руководством учителя самые простые
общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве
(этические нормы).В предложенных
учителем ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других
участников группы и учителя, как
поступить.

5. Достижение мата без
жертвы материала

4ч

Определять и высказывать под
руководством учителя самые простые
общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве

(этические нормы).
В предложенных учителем ситуациях
общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и учителя, как
поступить. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное
задание от неверного, учиться совместно
с учителем и другими учащимися давать
эмоциональную оценку деятельности
товарищей, уметь проводить
элементарные комбинации; уметь
планировать нападение на фигуры
противника, организовать защиту своих
фигур.
6. Шахматная комбинация

18ч

Уметь проводить элементарные
комбинации; уметь планировать
нападение на фигуры противника,
организовать защиту своих фигур.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах
общения и поведения, следовать им.
Учиться выполнять различные роли в
группе (исполнителя, критика).
Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных
задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем). определять
последовательность событий; выявлять
закономерности и проводить аналогии.
Учиться совместно с учителем и другими
учащимися давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.

Определять и формулировать цель
деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность
действий.
Поурочно-тематическое планирование
№

Тема занятий

Кол-во
часов

Дата проведения
По плану Фактиче
-ская

Краткая история шахмат (1ч.)
1 Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах.

1

Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального
положения.
4 Краткая и полная шахматная нотация.
. Запись шахматной партии.

1

2
.
3
.

1

1

Ценность шахматных фигур (4ч.)
5 Ценность фигур.
1
Сравнительная сила фигур.
6 Достижение материального перевеса
1
7 Достижение материального перевеса.
1
Способы защиты.
8 Защита.
1
Техника матования одинокого короля (4ч.)
9
1
0
1
1
1
2

Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.

1
1

Ферзь и король против короля.

1

Ладья и король против короля.

1

Достижение мата без жертвы материала (4ч.)
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3

Учебные положения на мат в два хода
в эндшпиле.
Цугцванг.

1
1

Учебные положения на мат в два хода
1
в миттельшпиле.
Учебные положения на мат в два хода
1
в дебюте.
Шахматная комбинация (15ч.)
Матовые комбинации.
1
Тема отвлечения.
Матовые комбинации.
1
Тема завлечения.
Матовые комбинации.
1
Тема блокировки.
Тема разрушения королевского
1
прикрытия.
Тема освобождения пространства и
1
уничтожения защиты.
Другие темы комбинаций и сочетание
1
темат. приемов.
Комбинации, ведущие к достижению
1
материального перевеса.
Тема отвлечения. Тема завлечения.
Тема уничтожения защиты. Тема
1
связки.
Тема освобождения пространства.
1
Тема перекрытия.
Тема превращения пешки.
1
Тема перекрытия.
Тема превращения пешки.
Сочетание тактических приемов.

1

Сочетание тактических приемов.

1

Патовые комбинации.

1

Комбинации на вечный шах.

1

1

1
3
2
3
3
3
4

Типичные комбинации в дебюте

1

Типичные комбинации в дебюте
(услож. примеры).
Обобщение знаний

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».