Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 72891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48 Рабочая программа Внеурочного занятия «Спортивные игры» 4 -9 классы Программу разработал Виноградова Валентина Викторовна; учитель физической культуры 2023/2024 учебный год Пояснительнаязаписка Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» в 59классахподготовленавсоответствиистребованиями ФГОСОООиконцепциейфизического воспитания. Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе,на заседании педагогического советаприняторешениепопроектированиюкомплекснойпрограммывнеурочнойдеятельностипоспортивнооздоровительномунаправлениюдля обучающихся 5-9 классов. Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности вбережномотношенииксвоемуздоровьюифизическойподготовленности,втворческомиспользованиисредствфизической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихсяупражнения,способствующиеовладениюэлементамитехникиитактикиспортивныхигр,развитиюфизических способностей. Курсвведёнвчастьучебногоплана, формируемогоучастниками образовательногопроцессаврамкахспортивно- оздоровительногонаправления. Новизнаданной программы основногообщегообразования. определена федеральным государственным образовательным стандартом Внеурочнаядеятельность обучающихсяобщеобразовательныхучрежденийобъединяетвсевидыдеятельностиобучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания исоциализации. СогласноБазисномуучебномуплануобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерацииорганизациязанятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время,отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихсяв формах, отличных от урочнойсистемыобучения.ВБазисномучебномпланеобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерациивчислеоснов ных направленийвнеурочнойдеятельностивыделеноспортивно-оздоровительноенаправление. Программавнеурочнойдеятельности«Спортивныеигры»предназначенадляфизкультурноспортивнойиоздоровительн ойработысобучающимися, проявляющимиинтереск физическойкультуреиспорту. Материалпрограммыпредполагаетизучениеосновтрёх спортивныхигр: пионербола, волейбола,настольноготенниса идаётсявтрёхразделах: основызнаний, общаяфизическаяподготовкаиспециальнаятехническаяподготовка. Материалпообщейфизическойподготовкеявляетсяединымдлявсехспортивныхигривходитвкаждоезанятиекурса. Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.Предлагаемаяпрограммапо внеурочнойдеятельности«Спортивныеигры»содержит: - пояснительнуюзаписку,состоящуюизвведения,целиизадачпрограммы; - описаниеособенностейреализациипрограммывнеурочнойдеятельности:количествочасовиместопроведениязанятий; - планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяпрограммывнеурочнойдеятельности; требованиякзнаниямиумениям,которыедолжныприобрестиобучающиесявпроцессереализациипрограммывнеурочной деятельности; - способыпроверкирезультатов; - материально-техническоеобеспечение; - тематическоепланирование,состоящееиз учебно-тематическогопланаисодержанияпрограммыпогодамобучения; - списоклитературы. Впрограммеотраженыосновныепринципыспортивнойподготовкивоспитанников: Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всехсторонучебнотренировочногопроцесса:физической,технической,тактической,психологической,интегральной,теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинскогоконтроля. Принциппреемственностиопределяетпоследовательностьизложенияпрограммногоматериалапоэтапаммноголетней подготовкивгодичныхциклах.Обеспеченапреемственностьзадач,средствиметодовподготовки,объемовтренировочныхисо ревновательныхнагрузок,ростпоказателейфизической,технико-тактическойиинтегральнойподготовленности. Принципвариативностипредусматриваетвзависимостиотэтапамноголетнейподготовки,индивидуальныхособенност ей воспитанникавариативность программного материала для практических занятий, характеризующихсяразнообразиемтренировочныхсредствинагрузок,направленныхнарешениеопределеннойпедагогическ ойзадачи. Цельизадачипрограммы Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» можетрассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всеговоспитательнообразовательногопроцесса.Основнаяидеяпрограммызаключаетсявмотивацииобучающихсянаведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья какнеобходимого условиясоциальногоблагополучия иуспешностичеловека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу,которойположеныкультурологическийиличностно-ориентированныйподходы. Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития иподготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важныхдвигательных навыков,основспортивной техникиизбранных видовспорта. Цельконкретизированаследующими задачами: - пропагандаздоровогообразажизни,укреплениездоровья,содействиегармоническомуфизическомуразвитиюобучающихс я; - популяризацияспортивныхигркаквидовспортаиактивногоотдыха; - формированиеуобучающихсяустойчивогоинтересакзанятиямспортивнымииграми; - обучениетехникеитактикеспортивныхигр; - развитиефизическихспособностей(силовых,скоростных,скоростносиловых,координационных,выносливости,гибкости); - формированиеуобучающихсянеобходимыхтеоретическихзнаний; - воспитаниеморальныхиволевыхкачеств. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведениязанятий. Программавнеурочнойдеятельностипоспортивнооздоровительномунаправлению«Спортивныеигры»предназначенадляобучающихся4-9классов. Даннаяпрограммасоставленавсоответствиисвозрастнымиособенностямиобучающихся ирассчитананапроведение1часавнеделю,всего 34часов вгод. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочнойдеятельностипроводятсяпослеуроковосновногорасписания,продолжительностьсоответствуетрекомендациям СанПиН,т. е.40минут(1учебныйчас).Реализацияданнойпрограммыврамкахвнеурочнойдеятельностисоответствуетпредельнодопусти мойнагрузке обучающихся. Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяпрограммывнеурочнойдеятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдениенормиправилздоровогообразажизни,культурыздоровьяуобучающихсяформируютсяличностные,метапредме тныеи предметныерезультаты. Личностныерезультатыобеспечиваютсячерезформированиебазовыхнациональныхценностей;предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметныерезультаты – через универсальныеучебныедействия (далееУУД). Личностныерезультатыотражаютсявиндивидуальныхкачественныхсвойствахобучающихся: - формированиекультурыздоровья–отношениякздоровьюкаквысшейценностичеловека; - развитиеличностныхкачеств,обеспечивающихосознанныйвыборповедения,снижающегоилиисключающеговоздействие факторов,способныхнанестивредфизическомуи психическомуздоровью; - формированиепотребностиответственногоотношениякокружающимиосознанияценностичеловеческойжизни. Метапредметныерезультаты: - способностьвыделятьценностьздоровья,здоровогоибезопасногообразажизникакцелевойприоритетприорганизациисобс твенной жизнедеятельности,взаимодействиислюдьми; - умениеадекватноиспользоватьзнанияопозитивныхинегативныхфакторах,влияющихназдоровье; - способностьрациональноорганизоватьфизическуюиинтеллектуальнуюдеятельность; - умениепротивостоятьнегативнымфакторам,приводящимкухудшениюздоровья; - формированиеуменийпозитивногокоммуникативногообщениясокружающими. ВидыУУД,формируемыеназанятияхвнеурочнойдеятельности: Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные 1.Самоопре- 1.Соотнесение 1.Формулированиецели 1.Строить деление 2.Выделениенеобходимой продуктивное информации взаимодействие известногои 2.Смысло- неизвестного образование 2.Планирование 3.Структурирование 3.Оценка 4.Выборэффективных междусверстниками ипедагогами 4.Способностьк способоврешенияучебной 2.Постановка волевому задачи вопросов усилию 5.Рефлексия 3.Разрешение 6.Анализисинтез конфликтов 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действияпостановкии решенияпроблемы Оздоровительныерезультатыпрограммывнеурочнойдеятельности: - осознаниеобучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогутизбежатьопасностидляжизнииздоровья,азначит,произойдетуменьшениепропусковпопричинеболезниипроизойде тувеличениечисленностиобучающихся,посещающихспортивныесекциииспортивно-оздоровительныемероприятия; - социальнаяадаптациядетей,расширениесферыобщения,приобретениеопытавзаимодействиясокружающиммиром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношениеобучающихся к собственномуздоровью. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программывнеурочнойдеятельности Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,уменияхтворческиихприменятьприрешениипрактическихзадач,связанныхсорганизациейипроведениемсамо стоятельных занятий физической культурой. Входе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивныеигры»обучающиесядолжнызнать: - особенностивоздействиядвигательнойактивностинаорганизмчеловека; - правилаоказанияпервойпомощи; - способысохраненияиукреплениездоровья; - своиправаиправадругих людей; - влияниездоровьянауспешнуюучебнуюдеятельность; - значениефизическихупражненийдлясохраненияиукрепленияздоровья; должныуметь: - составлятьиндивидуальныйрежимдняисоблюдатьего; - выполнятьфизическиеупражнениядляразвитияфизическихнавыков; - заботитьсяосвоемздоровье; - применятькоммуникативныеипрезентационныенавыки; - оказыватьпервуюмедицинскуюпомощьпритравмах; - находитьвыходизстрессовыхситуаций; - приниматьразумныерешенияпоповодуличногоздоровья,атакжесохраненияиулучшениябезопаснойиздоровойсредыобит ания; - адекватнооцениватьсвоёповедениевжизненныхситуациях; - отвечатьзасвоипоступки; - отстаиватьсвоюнравственнуюпозициювситуациивыбора. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивныеигры»обучающиесясмогутполучитьзнания: - значениеспортивныхигрвразвитиифизическихспособностейисовершенствованиифункциональныхвозможностейоргани змазанимающихся; - правилабезопасногоповедениявовремязанятийспортивнымииграми; - названияразучиваемыхтехническихприёмовигриосновыправильнойтехники; - наиболеетипичныеошибкипривыполнениитехническихприёмовитактическихдействий; - упражнениядляразвитияфизическихспособностей(скоростных,скоростно-силовых,координационных,выносливости,гибкости); - контрольныеупражнения(двигательныетесты)дляоценкифизическойитехническойподготовленностиитребованияктехни ке и правилам ихвыполнения; - основноесодержаниеправилсоревнованийпоспортивнымиграм; - жестысудьи спортивныхигр; - игровыеупражнения,подвижныеигрыиэстафетысэлементамиспортивныхигр; могутнаучиться: - соблюдатьмерыбезопасностииправилапрофилактикитравматизманазанятияхспортивнымииграми; - выполнятьтехническиеприёмыитактическиедействия; - контролироватьсвоёсамочувствие(функциональноесостояниеорганизма)назанятиях спортивнымииграми; - игратьвспортивныеигрыссоблюдениемосновныхправил; - демонстрироватьжестысудьи спортивныхигр; - проводитьсудействоспортивныхигр. Основнойпоказательреализациипрограммы«Спортивныеигры»-стабильностьсостава занимающихся,динамикаприростаиндивидуальныхпоказателейвыполненияпрограммныхтребованийпоуровнюподготовлен ности занимающихся,выраженныхвколичественныхпоказателяхфизическогоразвития,физической,технической,тактической,ин тегральнойитеоретическойподготовки(поистеченииучебногогода),результатыучастиявсоревнованиях. Способыпроверкирезультатов зачетыпотеоретическимосновамзнаний; - диагностированиеуровняфизическогоразвития,функциональныхвозможностейдетей; - тестированиеуровняразвитиядвигательныхспособностей,уровнясформированноститехническихуменийинавыков; - анкетирование; - участиевсоревнованиях; - сохранностьконтингента; - анализуровнязаболеваемостивоспитанников. Материально-техническоеобеспечение Оборудованиеспортзала: 1. Мячи:волейбольные,баскетбольные,малыетеннисные. 2. Скакалка детская. 3. Столтеннисный. 4. Обручаллюминевый. 5. Флажки:разметочныесопорой,стартовые. 6. Рулеткаизмерительная. 7. Сеткаволейбольная. 8. Сеткатеннисная. 9. Мячмалый(теннисный). Мультимедийноеоборудование: 1. ЭОР. 2. Компьютер. Учебно-методическоеобеспечение: 1. Рабочаяпрограммакурса. 2. Диагностическийматериал. 3. Разработкиигр. Учебно-тематическийпланнаучебныйгодв5-9 классах № п/п 1 Спортивныеигры Пионербол Всего 10 2 Волейбол 8 3 Настольныйтеннис 6 4 Баскетбол 10 ИТОГО 34 Календарно-тематическоепланирование № п/п Темазанятия Кол-во часов 1 Пионербол(10 часов) 1 2 Вводноезанятие.ИнструктажпоТБназанятиях пионерболом Историявозникновенияигрыпионербол.Правилаигры 1 3 Организацияипроведение соревнованийпопионерболу 1 4 Стойкисперемещениями, 1 5 техникапередачимяча Передачаиловлямячадвумя руками.Учебнаяигра 1 6 Передачамячаразличными способами 1 7 Прямой нападающий ударчерез сетку с 2-3 шаговразбегадвумярукамииз-за головы 1 8 Передачамячаразличными способами 1 9 Подачаброскомоднойрукой. Учебнаяигра 1 10 Учебнаяигравпионербол 1 11 Волейбол (8 часов) 1 Инструктаж по ТБ назанятияхволейболом. История возникновения игрыволейбол 12 Правилаигры.Организацияи проведение соревнований поволейболу 1 13 Стойки с перемещениями,техникапередачимячаснизу – сверхув парах. 1 14 Передачамячадвумяруками сверхупослеперемещения. Верхняяинижняяпередача мячавпарах Верхняяинижняяпередачамячанаточность .Учебная игра 1 15 1 16 Отбиваниемячакулакомчерезсетку,тактикаверхнейи нижнейпередачимяча. 1 17 1 18 Нижняяпрямаяподача. Прием мяча снизу, сочетаниепервойивторойпередачи мяча. Учебнаяигра Передачамячасверхуиснизу, прием мяча снизу, техникапрямойнижнейподачи. 19 Баскетбол(10ч.) 1 1 ИнструктажТБ. Ведениемячаправойилевойрукой. Учебнаяигравбаскетбол 20 Ведение с изменениемнаправления, приставнымшагом. Передача двумярукамииз-заголовы.Бросок однойвпрыжке. У/и 1 21 Ловлямячапослеотскокаотщита.Штрафнойбросок. Вырываниеивыбиваниемяча.У/и 1 22 Ведениеспереводоммячазаспиной.Бросокоднойрукой отголовы.У/и 1 23 Ведение с обводкой. Бросокоднойрукойотголовыв прыжке.Зоннаязащита. Ловлявысоколетящихмячей впрыжке.Зоннаязащита. У/и 1 24 Передачамячасотскокомот пола. индивидуальная защита. У/и 1 25 Передача одной рукой из-заспины.Индивидуальная защита.У/и 1 26 Броскипослеведениясдвух шагов. У/и 1 27 Броскивдвижениипосле передачи. У/и 1 28 Ведение с разной высотойотскока.Позиционное нападение.У/и 1 29 Настольный теннис (6 часов) 30 Инструктаж по ТБ назанятиях настольнымтеннисом. Историявозникновенияигры. Правила игры. Организация ипроведениесоревнованийпо настольномутеннису Набивание мяча ладонной итыльной стороной ракетки.Хваткаракетки.Открытаяи закрытаяракетка 1 1 31 Изучениехваток,плоскостейвращениямяча,выпадов. Передвижение игрокаприставнымишагами. Обучениетехникиподачи прямым ударам, совершенствованиеплоскостейвращениямяча 1 32 Обучение подачи «Маятник».Игра–подача.Учебнаяиграс элементамиподач. Соревнованиявгруппах 1 33 Обучениетехнике«срезка»мячасправа,слева 1 34 Учебнаяиграсизученнымиэлементами 1 Списоклитературы 1. Барчукова Г.В. «Учись играть в настольный теннис». М.: Советский спорт, 1989.-48с.,ил. (физкультурная библиотекашкольника). 2. Внеурочнаядеятельностьучащихся.Волейбол:пособиедляучителейиметодистов Г.А.Колодиницкий,В.С.Кузнецов,М.В.Маслов.-М.: Просвещение,2011.-77с.:ил.-(Работаемпоновымстандартам). 3. Волейбол:ПримернаяпрограммаспортивнойподготовкидляВ67детскоюношескихспортивныхшкол,специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальнойподготовки,учебно-тренировочный) [Текст].-М.:Советскийспорт.2005.-112с. 4. Примерныепрограммыпоучебнымпредметам.П76Физическаякультура.5-9классы:проект.-3-еизд.-М.:Просв. 5. Справочникучителяфизическойкультуры/авт.-сост.П.А.Киселев,С.Б.Кисилева.-Волгоград:Учитель,2011.-251с.