рабочая программа внеурочной деятельности Спортивные-игры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
72891,д. Озерец, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48

Рабочая программа
Внеурочного занятия «Спортивные игры»
4 -9 классы
Программу разработал
Виноградова Валентина Викторовна;
учитель физической культуры

2023/2024 учебный год

Пояснительнаязаписка

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» в 59классахподготовленавсоответствиистребованиями ФГОСОООиконцепциейфизического воспитания.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе,на заседании педагогического
советаприняторешениепопроектированиюкомплекснойпрограммывнеурочнойдеятельностипоспортивнооздоровительномунаправлениюдля обучающихся 5-9 классов.
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности
вбережномотношенииксвоемуздоровьюифизическойподготовленности,втворческомиспользованиисредствфизической
культуры

в

организации

здорового

образа

жизни.

В

программе

представлены

доступные

для

обучающихсяупражнения,способствующиеовладениюэлементамитехникиитактикиспортивныхигр,развитиюфизических
способностей.
Курсвведёнвчастьучебногоплана,

формируемогоучастниками

образовательногопроцессаврамкахспортивно-

оздоровительногонаправления.
Новизнаданной

программы

основногообщегообразования.

определена

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

Внеурочнаядеятельность
обучающихсяобщеобразовательныхучрежденийобъединяетвсевидыдеятельностиобучающихся

(кроме

учебной

деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания исоциализации.
СогласноБазисномуучебномуплануобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерацииорганизациязанятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время,отводимое
на

внеурочную

деятельность,

используется

по

желанию

обучающихсяв

формах,

отличных

от

урочнойсистемыобучения.ВБазисномучебномпланеобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерациивчислеоснов
ных направленийвнеурочнойдеятельностивыделеноспортивно-оздоровительноенаправление.
Программавнеурочнойдеятельности«Спортивныеигры»предназначенадляфизкультурноспортивнойиоздоровительн
ойработысобучающимися, проявляющимиинтереск физическойкультуреиспорту.
Материалпрограммыпредполагаетизучениеосновтрёх спортивныхигр: пионербола, волейбола,настольноготенниса
идаётсявтрёхразделах: основызнаний, общаяфизическаяподготовкаиспециальнаятехническаяподготовка.
Материалпообщейфизическойподготовкеявляетсяединымдлявсехспортивныхигривходитвкаждоезанятиекурса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной
программы.Предлагаемаяпрограммапо внеурочнойдеятельности«Спортивныеигры»содержит:

- пояснительнуюзаписку,состоящуюизвведения,целиизадачпрограммы;
- описаниеособенностейреализациипрограммывнеурочнойдеятельности:количествочасовиместопроведениязанятий;
- планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяпрограммывнеурочнойдеятельности;
требованиякзнаниямиумениям,которыедолжныприобрестиобучающиесявпроцессереализациипрограммывнеурочной
деятельности;
- способыпроверкирезультатов;
- материально-техническоеобеспечение;
- тематическоепланирование,состоящееиз учебно-тематическогопланаисодержанияпрограммыпогодамобучения;
- списоклитературы.
Впрограммеотраженыосновныепринципыспортивнойподготовкивоспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и
всехсторонучебнотренировочногопроцесса:физической,технической,тактической,психологической,интегральной,теоретической
подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинскогоконтроля.
Принциппреемственностиопределяетпоследовательностьизложенияпрограммногоматериалапоэтапаммноголетней
подготовкивгодичныхциклах.Обеспеченапреемственностьзадач,средствиметодовподготовки,объемовтренировочныхисо
ревновательныхнагрузок,ростпоказателейфизической,технико-тактическойиинтегральнойподготовленности.

Принципвариативностипредусматриваетвзависимостиотэтапамноголетнейподготовки,индивидуальныхособенност
ей

воспитанникавариативность

программного

материала

для

практических

занятий,

характеризующихсяразнообразиемтренировочныхсредствинагрузок,направленныхнарешениеопределеннойпедагогическ
ойзадачи.

Цельизадачипрограммы
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры»
можетрассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью
всеговоспитательнообразовательногопроцесса.Основнаяидеяпрограммызаключаетсявмотивацииобучающихсянаведение здорового образа
жизни,

в формировании

потребности

сохранения

физического и

психического здоровья

какнеобходимого

условиясоциальногоблагополучия иуспешностичеловека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в
основу,которойположеныкультурологическийиличностно-ориентированныйподходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития
иподготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно
важныхдвигательных навыков,основспортивной техникиизбранных видовспорта.
Цельконкретизированаследующими задачами:

- пропагандаздоровогообразажизни,укреплениездоровья,содействиегармоническомуфизическомуразвитиюобучающихс
я;
- популяризацияспортивныхигркаквидовспортаиактивногоотдыха;
- формированиеуобучающихсяустойчивогоинтересакзанятиямспортивнымииграми;
- обучениетехникеитактикеспортивныхигр;
- развитиефизическихспособностей(силовых,скоростных,скоростносиловых,координационных,выносливости,гибкости);
- формированиеуобучающихсянеобходимыхтеоретическихзнаний;
- воспитаниеморальныхиволевыхкачеств.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место
проведениязанятий.
Программавнеурочнойдеятельностипоспортивнооздоровительномунаправлению«Спортивныеигры»предназначенадляобучающихся4-9классов.
Даннаяпрограммасоставленавсоответствиисвозрастнымиособенностямиобучающихся
ирассчитананапроведение1часавнеделю,всего 34часов вгод.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по
внеурочнойдеятельностипроводятсяпослеуроковосновногорасписания,продолжительностьсоответствуетрекомендациям
СанПиН,т.
е.40минут(1учебныйчас).Реализацияданнойпрограммыврамкахвнеурочнойдеятельностисоответствуетпредельнодопусти

мойнагрузке обучающихся.

Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяпрограммывнеурочнойдеятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на
соблюдениенормиправилздоровогообразажизни,культурыздоровьяуобучающихсяформируютсяличностные,метапредме
тныеи предметныерезультаты.
Личностныерезультатыобеспечиваютсячерезформированиебазовыхнациональныхценностей;предметные
–

через

формирование

основных

элементов

научного

знания,

а

метапредметныерезультаты

–

через

универсальныеучебныедействия (далееУУД).
Личностныерезультатыотражаютсявиндивидуальныхкачественныхсвойствахобучающихся:
- формированиекультурыздоровья–отношениякздоровьюкаквысшейценностичеловека;
- развитиеличностныхкачеств,обеспечивающихосознанныйвыборповедения,снижающегоилиисключающеговоздействие
факторов,способныхнанестивредфизическомуи психическомуздоровью;
- формированиепотребностиответственногоотношениякокружающимиосознанияценностичеловеческойжизни.
Метапредметныерезультаты:
- способностьвыделятьценностьздоровья,здоровогоибезопасногообразажизникакцелевойприоритетприорганизациисобс
твенной жизнедеятельности,взаимодействиислюдьми;
- умениеадекватноиспользоватьзнанияопозитивныхинегативныхфакторах,влияющихназдоровье;
- способностьрациональноорганизоватьфизическуюиинтеллектуальнуюдеятельность;
- умениепротивостоятьнегативнымфакторам,приводящимкухудшениюздоровья;

- формированиеуменийпозитивногокоммуникативногообщениясокружающими.
ВидыУУД,формируемыеназанятияхвнеурочнойдеятельности:
Личностные Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре- 1.Соотнесение 1.Формулированиецели

1.Строить

деление

2.Выделениенеобходимой

продуктивное

информации

взаимодействие

известногои

2.Смысло- неизвестного

образование 2.Планирование 3.Структурирование
3.Оценка

4.Выборэффективных

междусверстниками
ипедагогами

4.Способностьк способоврешенияучебной

2.Постановка

волевому

задачи

вопросов

усилию

5.Рефлексия

3.Разрешение

6.Анализисинтез

конфликтов

7.Сравнение
8.Классификации
9.Действияпостановкии
решенияпроблемы

Оздоровительныерезультатыпрограммывнеурочнойдеятельности:
- осознаниеобучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые
помогутизбежатьопасностидляжизнииздоровья,азначит,произойдетуменьшениепропусковпопричинеболезниипроизойде
тувеличениечисленностиобучающихся,посещающихспортивныесекциииспортивно-оздоровительныемероприятия;
- социальнаяадаптациядетей,расширениесферыобщения,приобретениеопытавзаимодействиясокружающиммиром.
Первостепенным

результатом

реализации

программы

внеурочной

деятельности

будет

сознательное

отношениеобучающихся к собственномуздоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации
программывнеурочнойдеятельности
Предметные

результаты:

Приобретаемый

опыт

проявляется

в

знаниях

и

способах

двигательной

деятельности,уменияхтворческиихприменятьприрешениипрактическихзадач,связанныхсорганизациейипроведениемсамо
стоятельных занятий физической культурой.
Входе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Спортивныеигры»обучающиесядолжнызнать:
- особенностивоздействиядвигательнойактивностинаорганизмчеловека;
- правилаоказанияпервойпомощи;
- способысохраненияиукреплениездоровья;

- своиправаиправадругих людей;
- влияниездоровьянауспешнуюучебнуюдеятельность;
- значениефизическихупражненийдлясохраненияиукрепленияздоровья;
должныуметь:
- составлятьиндивидуальныйрежимдняисоблюдатьего;
- выполнятьфизическиеупражнениядляразвитияфизическихнавыков;
- заботитьсяосвоемздоровье;
- применятькоммуникативныеипрезентационныенавыки;
- оказыватьпервуюмедицинскуюпомощьпритравмах;
- находитьвыходизстрессовыхситуаций;
- приниматьразумныерешенияпоповодуличногоздоровья,атакжесохраненияиулучшениябезопаснойиздоровойсредыобит
ания;
- адекватнооцениватьсвоёповедениевжизненныхситуациях;
- отвечатьзасвоипоступки;
- отстаиватьсвоюнравственнуюпозициювситуациивыбора.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Спортивныеигры»обучающиесясмогутполучитьзнания:
- значениеспортивныхигрвразвитиифизическихспособностейисовершенствованиифункциональныхвозможностейоргани
змазанимающихся;

- правилабезопасногоповедениявовремязанятийспортивнымииграми;
- названияразучиваемыхтехническихприёмовигриосновыправильнойтехники;
- наиболеетипичныеошибкипривыполнениитехническихприёмовитактическихдействий;
- упражнениядляразвитияфизическихспособностей(скоростных,скоростно-силовых,координационных,выносливости,гибкости);
- контрольныеупражнения(двигательныетесты)дляоценкифизическойитехническойподготовленностиитребованияктехни
ке и правилам ихвыполнения;
- основноесодержаниеправилсоревнованийпоспортивнымиграм;
- жестысудьи спортивныхигр;
- игровыеупражнения,подвижныеигрыиэстафетысэлементамиспортивныхигр;
могутнаучиться:
- соблюдатьмерыбезопасностииправилапрофилактикитравматизманазанятияхспортивнымииграми;
- выполнятьтехническиеприёмыитактическиедействия;
- контролироватьсвоёсамочувствие(функциональноесостояниеорганизма)назанятиях спортивнымииграми;
- игратьвспортивныеигрыссоблюдениемосновныхправил;
- демонстрироватьжестысудьи спортивныхигр;
- проводитьсудействоспортивныхигр.
Основнойпоказательреализациипрограммы«Спортивныеигры»-стабильностьсостава
занимающихся,динамикаприростаиндивидуальныхпоказателейвыполненияпрограммныхтребованийпоуровнюподготовлен
ности

занимающихся,выраженныхвколичественныхпоказателяхфизическогоразвития,физической,технической,тактической,ин
тегральнойитеоретическойподготовки(поистеченииучебногогода),результатыучастиявсоревнованиях.
Способыпроверкирезультатов
зачетыпотеоретическимосновамзнаний;

-

диагностированиеуровняфизическогоразвития,функциональныхвозможностейдетей;

-

тестированиеуровняразвитиядвигательныхспособностей,уровнясформированноститехническихуменийинавыков;

-

анкетирование;

-

участиевсоревнованиях;

-

сохранностьконтингента;

-

анализуровнязаболеваемостивоспитанников.
Материально-техническоеобеспечение

Оборудованиеспортзала:
1.

Мячи:волейбольные,баскетбольные,малыетеннисные.

2.

Скакалка детская.

3.

Столтеннисный.

4.

Обручаллюминевый.

5.

Флажки:разметочныесопорой,стартовые.

6.

Рулеткаизмерительная.

7.

Сеткаволейбольная.

8.

Сеткатеннисная.

9.

Мячмалый(теннисный).

Мультимедийноеоборудование:
1. ЭОР.
2. Компьютер.
Учебно-методическоеобеспечение:
1. Рабочаяпрограммакурса.
2. Диагностическийматериал.
3. Разработкиигр.

Учебно-тематическийпланнаучебныйгодв5-9 классах
№
п/п
1

Спортивныеигры
Пионербол

Всего
10

2

Волейбол

8

3

Настольныйтеннис

6

4

Баскетбол

10

ИТОГО

34

Календарно-тематическоепланирование
№
п/п

Темазанятия

Кол-во
часов

1

Пионербол(10 часов)

1

2

Вводноезанятие.ИнструктажпоТБназанятиях
пионерболом
Историявозникновенияигрыпионербол.Правилаигры

1

3

Организацияипроведение соревнованийпопионерболу

1

4

Стойкисперемещениями,
1

5

техникапередачимяча
Передачаиловлямячадвумя руками.Учебнаяигра

1

6

Передачамячаразличными способами

1

7

Прямой нападающий ударчерез сетку с 2-3 шаговразбегадвумярукамииз-за
головы

1

8

Передачамячаразличными способами

1

9

Подачаброскомоднойрукой. Учебнаяигра

1

10

Учебнаяигравпионербол

1

11

Волейбол (8 часов)

1

Инструктаж по ТБ назанятияхволейболом.
История возникновения игрыволейбол
12

Правилаигры.Организацияи проведение соревнований поволейболу

1

13

Стойки с перемещениями,техникапередачимячаснизу
– сверхув парах.

1

14

Передачамячадвумяруками сверхупослеперемещения. Верхняяинижняяпередача
мячавпарах
Верхняяинижняяпередачамячанаточность .Учебная игра

1

15

1

16

Отбиваниемячакулакомчерезсетку,тактикаверхнейи нижнейпередачимяча.

1

17

1

18

Нижняяпрямаяподача. Прием мяча снизу, сочетаниепервойивторойпередачи
мяча. Учебнаяигра
Передачамячасверхуиснизу, прием мяча снизу, техникапрямойнижнейподачи.

19

Баскетбол(10ч.)

1

1

ИнструктажТБ. Ведениемячаправойилевойрукой. Учебнаяигравбаскетбол
20

Ведение с изменениемнаправления, приставнымшагом. Передача
двумярукамииз-заголовы.Бросок однойвпрыжке. У/и

1

21

Ловлямячапослеотскокаотщита.Штрафнойбросок.
Вырываниеивыбиваниемяча.У/и

1

22

Ведениеспереводоммячазаспиной.Бросокоднойрукой
отголовы.У/и

1

23

Ведение с обводкой. Бросокоднойрукойотголовыв прыжке.Зоннаязащита.
Ловлявысоколетящихмячей впрыжке.Зоннаязащита. У/и

1

24

Передачамячасотскокомот пола. индивидуальная защита. У/и

1

25

Передача одной рукой из-заспины.Индивидуальная
защита.У/и

1

26

Броскипослеведениясдвух шагов. У/и

1

27

Броскивдвижениипосле передачи. У/и

1

28

Ведение с разной высотойотскока.Позиционное
нападение.У/и

1

29

Настольный теннис (6 часов)

30

Инструктаж по ТБ назанятиях настольнымтеннисом.
Историявозникновенияигры. Правила игры. Организация
ипроведениесоревнованийпо
настольномутеннису
Набивание мяча ладонной итыльной стороной
ракетки.Хваткаракетки.Открытаяи закрытаяракетка

1

1

31

Изучениехваток,плоскостейвращениямяча,выпадов.
Передвижение игрокаприставнымишагами. Обучениетехникиподачи
прямым ударам, совершенствованиеплоскостейвращениямяча

1

32

Обучение подачи «Маятник».Игра–подача.Учебнаяиграс
элементамиподач. Соревнованиявгруппах

1

33

Обучениетехнике«срезка»мячасправа,слева

1

34

Учебнаяиграсизученнымиэлементами

1

Списоклитературы
1. Барчукова Г.В. «Учись играть в настольный теннис». М.: Советский спорт, 1989.-48с.,ил. (физкультурная
библиотекашкольника).
2. Внеурочнаядеятельностьучащихся.Волейбол:пособиедляучителейиметодистов
Г.А.Колодиницкий,В.С.Кузнецов,М.В.Маслов.-М.: Просвещение,2011.-77с.:ил.-(Работаемпоновымстандартам).
3. Волейбол:ПримернаяпрограммаспортивнойподготовкидляВ67детскоюношескихспортивныхшкол,специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальнойподготовки,учебно-тренировочный) [Текст].-М.:Советскийспорт.2005.-112с.
4. Примерныепрограммыпоучебнымпредметам.П76Физическаякультура.5-9классы:проект.-3-еизд.-М.:Просв.
5. Справочникучителяфизическойкультуры/авт.-сост.П.А.Киселев,С.Б.Кисилева.-Волгоград:Учитель,2011.-251с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».