Положение о наставничестве МБОУ ТР Кудрявцевской ООШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МБОУ ТР КУДРЯВЦЕВСКАЯ ООШ)
172891,д. Озерец, д.8, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48

Положение о наставничестве
В МБОУ ТР Кудрявцевской ООШ

1. О
Б
Щ
И
Е

Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано всоответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение
постановления Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145"Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся
для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
и
программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
1.2 Настоящее Положение определяет цели, задачи, направления и
организацию наставнической деятельности в МБОУ ТР Кудрявцевской ООШ
(далее – Школа)
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
В настоящем Положении используются следующие понятия:
- Наставничество – одна из форм педагогической деятельности,
направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых
профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих
компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с
наставником;
- Форма наставничества – способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
- Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

- Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
- Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками,
необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования
наставляемого.
Наставниками могут быть
обучающиеся образовательной организации, представители сообществ
выпускников образовательной организации, родители обучающихся
(родитель не может быть наставником для своего ребенка в рамках данной
целевой модели), педагоги и иные должностные лица образовательной
2

организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и
организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм
собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации
целевой модели наставничества.
- Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий
деятельность по образовательным программам, который отвечает за
реализацию программы наставничества
Направления наставничества в Школе:
- Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, как
правило, во внеурочной общественной деятельности в целях развития
личностных результатов, обучающихся в соответствии с требованиями
ФГОС, а также выявление и развитие талантов и способностей, обучающихся
к творчеству, социально-общественной деятельности,
спортивным
достижениям.
- Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в
процессе
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся,
попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа
детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лица с ОВЗ), либо
входящих в «группу риска» (состоящие на учете в КДН, УВД, внутреннем
профилактическом учете в Школе и т.д.).
- Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого
специалиста: наставничество, в процессе которого формируются
профессиональные умения и навыки, надлежащее исполнение должностных
обязанностей, ознакомление с особенностями работы Школы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Целью наставничества является создание развивающе - поддерживающей
среды в Школе со всеми участниками образовательных отношений:
обучающиеся,
педагоги,
родители,
внешние
представители
для
самоопределения, личной и профессиональной самореализации каждого.
Задачи наставничества:
• улучшение показателей в образовательной, социокультурной,
спортивной и иных сферах деятельности Школы;
• подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной деятельности;
• раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала
обучающихся;
• создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов;
• увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
3

• создание канала эффективного обмена личным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта Школы.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Наставничество в образовательной организации осуществляется на
основании приказа директора Школы.
Заместители директора назначаются приказом директора кураторами
направлений наставничества в целях сопровождения, мониторинга, оценки и
контроля выполнения индивидуальных планов наставничества по
соответствующим направлениям.
Ежегодно кураторы до 01 октября текущего учебного года формируют базу
наставников и базу наставляемых.
Наставляемыми могут быть обучающиеся:
- проявившие выдающиеся способности;
- демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- попавшие в трудную жизненную ситуацию;
- имеющие проблемы с поведением;
- не принимающие участие в жизни Школы, отстраненные от коллектива.
Наставляемыми могут быть педагоги:
- молодые специалисты;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
- желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,

ИКТ компетенциями и т.д.

Наставниками могут быть:
- обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
- педагоги и специалисты, заинтересованные в распространении личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
- родители обучающихся – активные участники родительских советов;
- выпускники, заинтересованные в поддержке своей Школы;
- успешные предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт.
База наставников и база наставляемых может меняться в зависимости от
потребностей Школы в целом и от потребностей
участников
образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных
4

представителей).
Ежегодно на основе представлений кураторов директор издает приказ «О
текущей программе наставничества», в котором определяются формы
наставничества, отчётные документы, сроки продолжительности текущей
программы наставничества, назначаются наставники и закрепляются пары,
группы по текущей программе наставничества.
Назначение
наставника
производится
при
обоюдном
согласии
предполагаемого наставника и наставляемого.
Замена наставника производится приказом директора в случаях:
• увольнения наставника;
• перевод наставника на другую работу;
• привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
• невозможности установления межличностных взаимоотношений
между наставником и обучающимся;
• психологической несовместимости наставника и обучающегося.
Индивидуальный план осуществления наставничества разрабатывается на
срок от 3 месяцев до 1 года согласно приложению №1 к настоящему
Положению.
При реализации индивидуального плана осуществления наставничества
наставник создаёт необходимые условия для эффективной совместной
работы наставника и наставляемого.
Не позднее 5 рабочих дней до завершения срока наставничества
наставник представляет для ознакомления куратору своего направления
отзыв о результатах наставничества согласно приложения №2 к
настоящему Положению. В отзыве о результатах наставничества при
необходимости даются конкретные рекомендации наставляемому.

Показателями оценки эффективности работы наставника является
достижение наставляемым поставленных целей и решение задач в
период наставничества в соответствии с индивидуальным планом
осуществления наставничества.
Мониторинг и оценку результатов деятельности наставников
осуществляют кураторы в соответствии с Распоряжением Министерства
просвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
4. ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
5

Кураторы процессов наставничества по закрепленным за ними
направлениям) обязаны:
• формировать и регулярно пополнять базу наставников и базу
наставляемых;
• разработать (совместно с наставником) и утвердить индивидуальный
план осуществления наставничества;
• подготовить проект приказа (представление) о закреплении
наставляемых за наставниками в соответствии с направлением
наставничества;
• проводить мониторинг и оценку результатов деятельности
наставников;
• создавать необходимые
условия
для совместной
работы
наставляемого с закрепленным за ним наставником;
• посещать отдельные совместные мероприятия, проводимые
наставником и наставляемым;
• организовать обучение наставников передовым формам и методам
индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и
психологии;
• ознакомить куратора с манифестом наставника, кодексом наставника,
руководящими принципами наставника согласно приложения № 3 к
настоящему Положению
• оказывать методическую и практическую помощь в составлении
индивидуальных планов осуществления наставничества;
• анализировать и распространять положительный опыт наставничества
в Школе.
5. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
В период наставничества наставник обязан:
выполнять утвержденный индивидуальный план наставничества;
• изучать личностные качества наставляемого, его отношение с
участниками образовательного процесса, увлечения, наклонности,
круг общения;
• контролировать и оценивать самостоятельно выполненную работу
наставляемого, оказывать необходимую помощь;
• личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в Школе, привлекать к участию в
общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного и профессионального кругозора;
• подводить итоги наставнической программы с формированием отчета
о проделанной работе с предложениями и выводами;
6. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
В период наставничества наставляемый обязан:
6

• выполнять мероприятия, обозначенные в индивидуальном плане
осуществления наставничества;
• выполнять рекомендации наставника;
• постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по осваиваемой образовательной
программе;
• учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;
• информировать наставника о трудностях, возникших при выполнение
индивидуального плана осуществления наставничества;
• совершенствовать свой общеобразовательный, профессиональный и
культурный уровень;
• отчитываться о своей работе перед наставником в установленные
сроки.
7. МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И ПООШРЕНИЯ
НАСТАВНИКОВ
Мероприятия по популяризации роли наставника: организация и проведение
фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном и городском
уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Награждение школьными и районными грамотами «Лучший наставник»,
благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся,
благодарственные письма на предприятия и организации наставников.

Предоставлять
наставникам возможность принимать участие в
формировании предложений, касающихся развития Школы.
Проведение школьного конкурса профессионального мастерства
«Лучшая пара», «Наставник года» …
8. ДОКУМЕТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
К документам, регламентирующим деятельность наставников, кураторов,
наставляемых относятся:
- настоящее Положение;
- Распоряжение Министерства просвещения России от 25.12.2019 N Р-145
"Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом
7

между обучающимися";
-целевая модель наставничества в Школе;
- дорожная карта внедрения системы наставничества в Школе;
- приказ о назначении куратора(ов) и наставников проекта;
- приказ о назначении наставнических пар, групп;
- приказ об утверждении Положения о наставничестве;
- приказ о проведении итогового мероприятия проекта.
- методические рекомендации по организации наставничества в
образовательных организациях;
- протоколы заседаний педагогического, методического совета, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.

8

Приложение 1
Форма индивидуального плана осуществления наставничества
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
осуществления наставничества
1. Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого осуществляется
наставничество:

_

2. Наименование

должности

осуществляется наставничество:

лица,

в

отношении

которого

_

3. Фамилия, имя, отчество наставника: _

_

4. Наименование должности наставника:
5. Период наставничества:
с«
»
_ 20
№
п/п

г. по «

_»

Период
выполнения

Наименование
и содержание
мероприятий

г.

20_

Ответственный
Отметка
за выполнение о выполнении

1.
2.
…
Рекомендации наставника по вопросам, связанным с исполнением
должностных обязанностей:

Методическая и практическая помощь в приобретении навыков
для выполнения должностных обязанностей
_

«

»

20

г.

/

«
_

»

20
/

(подпись / фамилия и инициалы куратора)

г.
_

(подпись / фамилия и инициалы наставника)

9

Приложение 2
Форма отзыва о результатах наставничества
ОТЗЫВ
о результатах наставничества
1. Фамилия, имя, отчество и должность наставника:

_

2. Фамилия, имя, отчество и должность лица, в отношении которого
осуществляется наставничество (далее – наставляемый):_
3. Период наставничества:
с«
»
_ 20
г. по «
_»
20_
4. Информация о результатах наставничества:
а) наставляемый изучил следующий перечень вопросов:

г.
_

б) наставляемый выполнил следующие задания, данные наставником:
_
в) оценка профессиональных и личностных качеств наставляемого
(нужное указать):
г) наставляемому следует устранить следующие недостатки:
д) наставляемому следует дополнительно изучить следующие
вопросы:
_
5. Определение потенциала наставляемого и рекомендации по его
профессиональному развитию:
6. Дополнительная
информация
(представляется при необходимости):

«

»

20

г.

/

«
_

о

наставляемом,

»

20
/

(подпись / фамилия и инициалы куратора)

г.
_

(подпись / фамилия и инициалы наставника)

10

Приложение 3
МАНИФЕСТ НАСТАВНИКА
• Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые
стороны и определить векторы развития.
• Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для
наставляемого.
• Наставнические отношения формируются в условиях доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.
• Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели,
но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее.
• Наставник предлагает помощь в достижении целей и желаний
наставляемого и указывает на риски и противоречия.
• Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию,
но стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения.
• Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и
компетенции.
• Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и
психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его.
• Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные
(в том числе выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели
наставнической программы, так и на укрепление взаимоотношений с
наставляемым.
• Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за
допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую
передает ему наставляемый.
• Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим
обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных
наставнических отношений.
• Список исключений, информация о которых незамедлительно передается
куратору программы:
• если наставляемый сообщит о том, что стал жертвой насилия
(физического, сексуального, психологического);
• если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную
деятельность (распространение наркотиков, финансовые махинации);
• если наставляемый сообщит (или его поведение будет
• свидетельствовать) о потенциальной угрозе, способной нанести вред
жизни и здоровью (суицидальные мысли, пагубная зависимость).

11

КОДЕКС НАСТАВНИКА
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

Не осуждаю, а предлагаю решение.
Не критикую, а изучаю ситуацию.
Не обвиняю, а поддерживаю.
Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и
организацией.
Не утверждаю, а советуюсь.
Не отрываюсь от практики.
Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к
себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому
правилу.
Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество – не решение
всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть
наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых
человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к
нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества.
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАСТАВНИКА

Наставники слушают

Поддерживают зрительный контакт и посвящают
наставляемым все свое внимание

Наставники
рекомендуют

Помогают наставляемым найти направление
в жизни, но не подталкивают их

Наставники
рассказывают

Дают представление о перспективах наставляемого,
помогают определить цели и приоритеты

Наставники обучают

Рассказывают о жизни, собственной карьере, личном
и профессиональном опыте

Наставники
представляют свой
опыт

Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь
уроки из жизненных ситуаций

Наставники доступны Предоставляют ресурс, источник опыта и знаний,
которому наставляемый доверяет и к которому
может обратиться

12

Наставники
критикуют, но
конструктивно

При необходимости наставники указывают области,
которые нуждаются в улучшении, всегда
сосредоточивая внимание на поведении
наставляемого, но никогда – на характере

Наставники
поддерживают

Независимо от того, насколько болезненный опыт
имеет наставляемый, наставник продолжает
поощрять его учиться и совершенствоваться

Наставники точны

Дают конкретные советы, анализируют,
рефлексируют, что было сделано хорошо, что может
быть исправлено или улучшено, что достигнуто,
какие преимущества есть у различных действий

Наставники
неравнодушны

Наставник интересуется образовательными успехами
наставляемого, успехами в планировании и
реализации карьеры, в личном развитии

Наставники успешны
Наставники
вызывают
восхищение

Не только успешны сами по себе, но
способствуют успехам других людей
Пользуются и уважением
обществе

13

в

и

своих организациях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».