Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района КУДРЯВЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (МБОУ ТР КУДРЯВЦЕВСКАЯ ООШ) 172891,д. Озерец, д.8, Торопецкий район, Тверская область, тел/факс 848(268) 2-51-48 Положение о наставничестве В МБОУ ТР Кудрявцевской ООШ 1. О Б Щ И Е Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано всоответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145"Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" 1.2 Настоящее Положение определяет цели, задачи, направления и организацию наставнической деятельности в МБОУ ТР Кудрявцевской ООШ (далее – Школа) 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В настоящем Положении используются следующие понятия: - Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником; - Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. - Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. - Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. - Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, представители сообществ выпускников образовательной организации, родители обучающихся (родитель не может быть наставником для своего ребенка в рамках данной целевой модели), педагоги и иные должностные лица образовательной 2 организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества. - Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по образовательным программам, который отвечает за реализацию программы наставничества Направления наставничества в Школе: - Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, как правило, во внеурочной общественной деятельности в целях развития личностных результатов, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, а также выявление и развитие талантов и способностей, обучающихся к творчеству, социально-общественной деятельности, спортивным достижениям. - Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лица с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на учете в КДН, УВД, внутреннем профилактическом учете в Школе и т.д.). - Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого специалиста: наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и навыки, надлежащее исполнение должностных обязанностей, ознакомление с особенностями работы Школы. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА Целью наставничества является создание развивающе - поддерживающей среды в Школе со всеми участниками образовательных отношений: обучающиеся, педагоги, родители, внешние представители для самоопределения, личной и профессиональной самореализации каждого. Задачи наставничества: • улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и иных сферах деятельности Школы; • подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной деятельности; • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся; • создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов; • увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; 3 • создание канала эффективного обмена личным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта Школы. 3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА Наставничество в образовательной организации осуществляется на основании приказа директора Школы. Заместители директора назначаются приказом директора кураторами направлений наставничества в целях сопровождения, мониторинга, оценки и контроля выполнения индивидуальных планов наставничества по соответствующим направлениям. Ежегодно кураторы до 01 октября текущего учебного года формируют базу наставников и базу наставляемых. Наставляемыми могут быть обучающиеся: - проявившие выдающиеся способности; - демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; - с ограниченными возможностями здоровья; - попавшие в трудную жизненную ситуацию; - имеющие проблемы с поведением; - не принимающие участие в жизни Школы, отстраненные от коллектива. Наставляемыми могут быть педагоги: - молодые специалисты; - находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; - желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. Наставниками могут быть: - обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; - педагоги и специалисты, заинтересованные в распространении личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; - родители обучающихся – активные участники родительских советов; - выпускники, заинтересованные в поддержке своей Школы; - успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт. База наставников и база наставляемых может меняться в зависимости от потребностей Школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных 4 представителей). Ежегодно на основе представлений кураторов директор издает приказ «О текущей программе наставничества», в котором определяются формы наставничества, отчётные документы, сроки продолжительности текущей программы наставничества, назначаются наставники и закрепляются пары, группы по текущей программе наставничества. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и наставляемого. Замена наставника производится приказом директора в случаях: • увольнения наставника; • перевод наставника на другую работу; • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; • невозможности установления межличностных взаимоотношений между наставником и обучающимся; • психологической несовместимости наставника и обучающегося. Индивидуальный план осуществления наставничества разрабатывается на срок от 3 месяцев до 1 года согласно приложению №1 к настоящему Положению. При реализации индивидуального плана осуществления наставничества наставник создаёт необходимые условия для эффективной совместной работы наставника и наставляемого. Не позднее 5 рабочих дней до завершения срока наставничества наставник представляет для ознакомления куратору своего направления отзыв о результатах наставничества согласно приложения №2 к настоящему Положению. В отзыве о результатах наставничества при необходимости даются конкретные рекомендации наставляемому. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение наставляемым поставленных целей и решение задач в период наставничества в соответствии с индивидуальным планом осуществления наставничества. Мониторинг и оценку результатов деятельности наставников осуществляют кураторы в соответствии с Распоряжением Министерства просвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" 4. ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА 5 Кураторы процессов наставничества по закрепленным за ними направлениям) обязаны: • формировать и регулярно пополнять базу наставников и базу наставляемых; • разработать (совместно с наставником) и утвердить индивидуальный план осуществления наставничества; • подготовить проект приказа (представление) о закреплении наставляемых за наставниками в соответствии с направлением наставничества; • проводить мониторинг и оценку результатов деятельности наставников; • создавать необходимые условия для совместной работы наставляемого с закрепленным за ним наставником; • посещать отдельные совместные мероприятия, проводимые наставником и наставляемым; • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии; • ознакомить куратора с манифестом наставника, кодексом наставника, руководящими принципами наставника согласно приложения № 3 к настоящему Положению • оказывать методическую и практическую помощь в составлении индивидуальных планов осуществления наставничества; • анализировать и распространять положительный опыт наставничества в Школе. 5. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА В период наставничества наставник обязан: выполнять утвержденный индивидуальный план наставничества; • изучать личностные качества наставляемого, его отношение с участниками образовательного процесса, увлечения, наклонности, круг общения; • контролировать и оценивать самостоятельно выполненную работу наставляемого, оказывать необходимую помощь; • личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в Школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; • подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами; 6. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО В период наставничества наставляемый обязан: 6 • выполнять мероприятия, обозначенные в индивидуальном плане осуществления наставничества; • выполнять рекомендации наставника; • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по осваиваемой образовательной программе; • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; • информировать наставника о трудностях, возникших при выполнение индивидуального плана осуществления наставничества; • совершенствовать свой общеобразовательный, профессиональный и культурный уровень; • отчитываться о своей работе перед наставником в установленные сроки. 7. МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И ПООШРЕНИЯ НАСТАВНИКОВ Мероприятия по популяризации роли наставника: организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном и городском уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Награждение школьными и районными грамотами «Лучший наставник», благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся, благодарственные письма на предприятия и организации наставников. Предоставлять наставникам возможность принимать участие в формировании предложений, касающихся развития Школы. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Лучшая пара», «Наставник года» … 8. ДОКУМЕТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО К документам, регламентирующим деятельность наставников, кураторов, наставляемых относятся: - настоящее Положение; - Распоряжение Министерства просвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом 7 между обучающимися"; -целевая модель наставничества в Школе; - дорожная карта внедрения системы наставничества в Школе; - приказ о назначении куратора(ов) и наставников проекта; - приказ о назначении наставнических пар, групп; - приказ об утверждении Положения о наставничестве; - приказ о проведении итогового мероприятия проекта. - методические рекомендации по организации наставничества в образовательных организациях; - протоколы заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества. 8 Приложение 1 Форма индивидуального плана осуществления наставничества ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН осуществления наставничества 1. Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого осуществляется наставничество: _ 2. Наименование должности осуществляется наставничество: лица, в отношении которого _ 3. Фамилия, имя, отчество наставника: _ _ 4. Наименование должности наставника: 5. Период наставничества: с« » _ 20 № п/п г. по « _» Период выполнения Наименование и содержание мероприятий г. 20_ Ответственный Отметка за выполнение о выполнении 1. 2. … Рекомендации наставника по вопросам, связанным с исполнением должностных обязанностей: Методическая и практическая помощь в приобретении навыков для выполнения должностных обязанностей _ « » 20 г. / « _ » 20 / (подпись / фамилия и инициалы куратора) г. _ (подпись / фамилия и инициалы наставника) 9 Приложение 2 Форма отзыва о результатах наставничества ОТЗЫВ о результатах наставничества 1. Фамилия, имя, отчество и должность наставника: _ 2. Фамилия, имя, отчество и должность лица, в отношении которого осуществляется наставничество (далее – наставляемый):_ 3. Период наставничества: с« » _ 20 г. по « _» 20_ 4. Информация о результатах наставничества: а) наставляемый изучил следующий перечень вопросов: г. _ б) наставляемый выполнил следующие задания, данные наставником: _ в) оценка профессиональных и личностных качеств наставляемого (нужное указать): г) наставляемому следует устранить следующие недостатки: д) наставляемому следует дополнительно изучить следующие вопросы: _ 5. Определение потенциала наставляемого и рекомендации по его профессиональному развитию: 6. Дополнительная информация (представляется при необходимости): « » 20 г. / « _ о наставляемом, » 20 / (подпись / фамилия и инициалы куратора) г. _ (подпись / фамилия и инициалы наставника) 10 Приложение 3 МАНИФЕСТ НАСТАВНИКА • Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. • Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого. • Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. • Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее. • Наставник предлагает помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывает на риски и противоречия. • Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения. • Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции. • Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его. • Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в том числе выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнической программы, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым. • Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый. • Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений. • Список исключений, информация о которых незамедлительно передается куратору программы: • если наставляемый сообщит о том, что стал жертвой насилия (физического, сексуального, психологического); • если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную деятельность (распространение наркотиков, финансовые махинации); • если наставляемый сообщит (или его поведение будет • свидетельствовать) о потенциальной угрозе, способной нанести вред жизни и здоровью (суицидальные мысли, пагубная зависимость). 11 КОДЕКС НАСТАВНИКА • • • • • • • • • • Не осуждаю, а предлагаю решение. Не критикую, а изучаю ситуацию. Не обвиняю, а поддерживаю. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией. Не утверждаю, а советуюсь. Не отрываюсь от практики. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу. Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество – не решение всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАСТАВНИКА Наставники слушают Поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все свое внимание Наставники рекомендуют Помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их Наставники рассказывают Дают представление о перспективах наставляемого, помогают определить цели и приоритеты Наставники обучают Рассказывают о жизни, собственной карьере, личном и профессиональном опыте Наставники представляют свой опыт Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из жизненных ситуаций Наставники доступны Предоставляют ресурс, источник опыта и знаний, которому наставляемый доверяет и к которому может обратиться 12 Наставники критикуют, но конструктивно При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточивая внимание на поведении наставляемого, но никогда – на характере Наставники поддерживают Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться Наставники точны Дают конкретные советы, анализируют, рефлексируют, что было сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества есть у различных действий Наставники неравнодушны Наставник интересуется образовательными успехами наставляемого, успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии Наставники успешны Наставники вызывают восхищение Не только успешны сами по себе, но способствуют успехам других людей Пользуются и уважением обществе 13 в и своих организациях